Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Как Якутии войти в нефтегазовый бизнес

На недавно состоявшемся во Владивостоке Восточном экономическом форуме состоялась презентация одного проекта, который может стать в будущем значимым для судеб республики и якутского народа.

После того, как «Саханефтегаз» был поглощен «ЮКОСом» (а тот, в свою очередь, был проглочен «Роснефтью»), а «Якутгазпром» был куплен дагестанскими братьями МАГОМЕДОВЫМИ и превратился в ЯТЭК, у Якутии остались только принадлежащие «Сахатранснефтегазу» трубы газопровода советских времен, требующие огромных затрат на ремонт и эксплуатацию.

Казалось бы, Республика Саха окончательно оттеснена от нефтегазового бизнеса. А ведь даже в условиях сильного падения цен на нефть, этот бизнес остается прибыльным. Например, у «Роснефти» по итогам первого квартала 2016 года эксплуатационные затраты компании на добычу углеводородов составили 2,1 долларов на баррель нефтяного эквивалента, при текущих колебаниях цен на нефть на уровне 35-45 долларов.
nefti-i-gaza-YAkutii
Якутия в перспективе станет одним из мировых центров добычи углеводородов. Одно только Оленекское месторождение содержит около 8 миллиардов тонн нефти, в арктическом шельфе Якутии содержится только нефти 1,5 миллиарда тонн, не считая газа и конденсата.
И если руководство республики и инициативные местные люди не смогут добиться прямого участия в нефтегазовом бизнесе – будущие поколения им не простят.

В 2008 году якутская компания «Туймада-нефть» купила за 22 миллиона рублей лицензию на Западно-Анабарское месторождение, откуда можно выкачивать ежегодно примерно 12 миллионов тонн нефти, не считая газа, а это – 87,5 баррелей нефти. На 6 сентября 2016 года нефть Brent стоит примерно 47 долларов. Т.е. годовая добыча из этого месторождения может стоить примерно 4 миллиарда долларов по нынешним ценам. Но к моменту запуска и начала перекачки нефти из Западно-Анабарского месторождения цены, скорее всего, поднимутся.
22 миллиона рублей в 2008 году стоили по среднегодовому курсу доллара около 80 тысяч долларов.
Как видим, еще в те времена было стремление войти в нефтегазовый бизнес.
Западно-Анабарское месторождение расположено на севере Якутии, площадь лицензионного участка – 1654 кв. км. Прогнозные запасы составляют 290 миллионов тонн нефти и 16,3 миллиардов кубометров газа.

С 2012 года лицензией владеет ООО «Анабарнефтегаз» (дочернее предприятие НК «Туймада-нефть»).

Кстати, пример этого Западно-Анабарского лицензионного участка показывает, что у Афанасия МАКСИМОВА был отменный нюх на перспективные бизнес-проекты в нефтегазовой сфере.
Поскольку лицензией на Западно-Анабарское месторождение владел «Сунтарнефтегаз», одним из владельцев которого был МАКСИМОВ.
Но МАКСИМОВА оттеснили, а потом посадили. А лицензионные участки были распроданы другим. Один из участков все же достался другой якутской компании – «Туймада-нефть».
9935
Если бы Афанасия МАКСИМОВА не посадили, наверное, это сейчас он бы сам презентовал проект на Восточном Экономическом форуме.

Вопрос стратегических инвестиций

Несомненно, ни Республика Саха (Якутия), ни «Туймада-нефть» не способны сами инвестировать в добычу и транспортировку углеводородов из Западно-Анабарского месторождения.
Поэтому было оправдано привлечение партнеров из той страны, куда в основном пойдут якутские углеводородные ресурсы – из Китая.
Тем более, Россия и Китай становятся стратегическими партнерами, имея общие геополитические задачи противостояния американскому доминированию.
Также руководство республика обратилось к крупнейшей российской нефтедобывающей компании – в апреле 2016 года был поставлен вопрос о возможности участия «НК «Роснефть» в качестве стратегического инвестора в проекте освоения Западно-Анабарского месторождения.

Вопрос транспортировки

Добыть нефть – мало, нужно доставить.
Для транспортировки есть две схемы:
— протянуть трубопровод до магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»;
— часть транспортировать танкерами по Северному морскому пути.

Второй вариант позволяет диверсифицировать сбыт – продавать нефть не только в страны Тихоокеанской акватории, но и в Европу. Если в странах Азиатско-Тихоокеанского региона наступит временный экономический спад с падением спроса на нефть, то тогда можно увеличить поставки в Европу.
Кроме того, по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» нефть можно доставлять только в Китай, а танкерами – в любые другие страны Тихого океана.
Всего можно добывать и транспортировать ежегодно около 12 миллионов тонн нефти. Это, как уже написали, около 4 миллиарда долларов, т.е. 260 миллиардов рублей, что почти на 100 миллиардов больше нынешнего годового госбюджета всей Республики Саха (Якутия).

Переработка нефти

Качать нефть трубопроводом и танкерами – стратегически не очень верный курс.
В Алдане планируется построить нефтеперерабатывающий завод. Сырьем послужит добытая на Западно-Анабарском месторождении нефть, которая будет доставляться по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан».
Мощность завода – 2 миллиона тонн, основная продукция – битум, автобензин, дизельное, реактивное, судовое топливо, серу и сжиженный газ.
Автобензин и солярка – понятно, республике давно пора в массовом количестве производить бензин и дизтопливо для внутреннего потребления.
Судовое топливо также востребовано – речные перевозки в Якутии очень долгое время останутся одним из основных каналов перемещения больших масс грузов.
А вот битум в больших количествах – это возможность наконец расширить масштабы дорожного строительства, заливая дороги и улицы городов и крупных поселков асфальтом. Привозной битум дорогой и это тормозит массовое строительство асфальтовых дорог.
Развитие сети дорог – это развитие республики. Дороги с твердым покрытием позволяют ускорять и расширять транспортировку товаров и услуг, улучшают логистику, развивают экономику.

Мультипликативный эффект

От добычи нефти местной компанией увеличиваются налоговые доходы республики – сейчас компании платят основные налоги по месту юридической регистрации головного офиса.
Также находящийся на территории республики НПЗ будет платить много налогов, сборов.
Транспортировка битума и других нефтепродуктов в центр Якутии и за пределы республики позволит загрузить Якутскую железную дорогу.
А перевозка битума и нефтепродуктов из центра республики в улусы может создать несколько тысяч рабочих мест – в основном водителей битумовозов и бензовозов.
Расширение дорожного строительства также создаст новые рабочие места.

Кто против и почему?

Против планов руководства республики в отношении НК «Туймада-нефть» выступают журналисты определенной политической ориентации.
Например, обвиняют руководство республики в коррупции, утверждая, что лоббирует интересы частной компании «Туймада-нефть».

Экономические успехи Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и других стран основаны на том, что руководители государств лоббировали и лоббируют интересы своих компаний, включая частных, поскольку если они развиваются – то развивается и страна.
На Западе президенты и премьер-министры тоже открыто лоббируют интересы своих национальных частных компаний, лично присутствуют на подписании этими частными компаниями крупных международных соглашений.
Это – общераспространенная практика.

Когда и как?

Безусловно, от презентации на Восточном экономическом форуме до реализации планов НК «Туймада-нефть» все еще далеко.
Но сам факт того, что проект был одобрен и поддержан Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – обнадеживающее начало.

Очень много инвестиций потребуется:
— на освоение Западно-Анабарского месторождения планируется направить 357 миллиардов рублей;
— на строительство НПЗ в Алдане – 138 миллиардов рублей.
Всего – 495 миллиардов рублей. Полтриллиона.

Сейчас проекты находятся на этапе презентаций, впереди сложный путь согласований, утверждений, многочисленных протоколов, договоров и контрактов.
Но дорогу осилят идущие.
14353132521601
В Якутии еще сотни месторождений, которые будут выставляться на конкурсы, аукционы и тендеры в течение предстоящих десятилетий.
Бороться хотя бы за часть из них – одна из самых важных общенациональных задач якутского народа.


Разделы: Переработка    Перевозка    Инвестиции    Бензин    Бензовоз    битум    Газ    Нефть    месторождение    Трубопровод    шельф    танкер    нефтепродукты    Топливо    Китай    Тендер    Транспортировка   
Просмотры: сегодня:1, всего:833

Выставки и конференции по рынку нефти, газа, топлива