На недавно состоявшемся во Владивостоке Восточном
экономическом форуме состоялась презентация одного проекта,
который может стать в будущем значимым для судеб республики и
якутского народа.
После того, как «Саханефтегаз» был поглощен «ЮКОСом» (а тот,
в свою очередь, был проглочен «Роснефтью»), а «Якутгазпром»
был куплен дагестанскими братьями МАГОМЕДОВЫМИ и превратился
в ЯТЭК, у Якутии остались только принадлежащие
«Сахатранснефтегазу» трубы газопровода советских времен,
требующие огромных затрат на ремонт и эксплуатацию.
Казалось бы, Республика Саха окончательно оттеснена от
нефтегазового бизнеса. А ведь даже в условиях сильного
падения цен на нефть, этот бизнес остается прибыльным.
Например, у «Роснефти» по итогам первого квартала 2016 года
эксплуатационные затраты компании на добычу углеводородов
составили 2,1 долларов на баррель нефтяного эквивалента, при
текущих колебаниях цен на нефть на уровне 35-45 долларов.
nefti-i-gaza-YAkutii
Якутия в перспективе станет одним из мировых центров добычи
углеводородов. Одно только Оленекское месторождение содержит
около 8 миллиардов тонн нефти, в арктическом шельфе Якутии
содержится только нефти 1,5 миллиарда тонн, не считая газа и
конденсата.
И если руководство республики и инициативные местные люди не
смогут добиться прямого участия в нефтегазовом бизнесе –
будущие поколения им не простят.
В 2008 году якутская компания «Туймада-нефть» купила за 22
миллиона рублей лицензию на Западно-Анабарское месторождение,
откуда можно выкачивать ежегодно примерно 12 миллионов тонн
нефти, не считая газа, а это – 87,5 баррелей нефти. На 6
сентября 2016 года нефть Brent стоит примерно 47 долларов.
Т.е. годовая добыча из этого месторождения может стоить
примерно 4 миллиарда долларов по нынешним ценам. Но к моменту
запуска и начала перекачки нефти из Западно-Анабарского
месторождения цены, скорее всего, поднимутся.
22 миллиона рублей в 2008 году стоили по среднегодовому курсу
доллара около 80 тысяч долларов.
Как видим, еще в те времена было стремление войти в
нефтегазовый бизнес.
Западно-Анабарское месторождение расположено на севере
Якутии, площадь лицензионного участка – 1654 кв. км.
Прогнозные запасы составляют 290 миллионов тонн нефти и 16,3
миллиардов кубометров газа.
С 2012 года лицензией владеет ООО «Анабарнефтегаз» (дочернее
предприятие НК «Туймада-нефть»).
Кстати, пример этого Западно-Анабарского лицензионного
участка показывает, что у Афанасия МАКСИМОВА был отменный нюх
на перспективные бизнес-проекты в нефтегазовой сфере.
Поскольку лицензией на Западно-Анабарское месторождение
владел «Сунтарнефтегаз», одним из владельцев которого был
МАКСИМОВ.
Но МАКСИМОВА оттеснили, а потом посадили. А лицензионные
участки были распроданы другим. Один из участков все же
достался другой якутской компании – «Туймада-нефть».
9935
Если бы Афанасия МАКСИМОВА не посадили, наверное, это сейчас
он бы сам презентовал проект на Восточном Экономическом
форуме.
Вопрос стратегических инвестиций
Несомненно, ни Республика Саха (Якутия), ни «Туймада-нефть»
не способны сами инвестировать в добычу и транспортировку
углеводородов из Западно-Анабарского месторождения.
Поэтому было оправдано привлечение партнеров из той страны,
куда в основном пойдут якутские углеводородные ресурсы – из
Китая.
Тем более, Россия и Китай становятся стратегическими
партнерами, имея общие геополитические задачи противостояния
американскому доминированию.
Также руководство республика обратилось к крупнейшей
российской нефтедобывающей компании – в апреле 2016 года был
поставлен вопрос о возможности участия «НК «Роснефть» в
качестве стратегического инвестора в проекте освоения
Западно-Анабарского месторождения.
Вопрос транспортировки
Добыть нефть – мало, нужно доставить.
Для транспортировки есть две схемы:
— протянуть трубопровод до магистрального нефтепровода
«Восточная Сибирь – Тихий океан»;
— часть транспортировать танкерами по Северному морскому
пути.
Второй вариант позволяет диверсифицировать сбыт – продавать
нефть не только в страны Тихоокеанской акватории, но и в
Европу. Если в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
наступит временный экономический спад с падением спроса на
нефть, то тогда можно увеличить поставки в Европу.
Кроме того, по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь
– Тихий океан» нефть можно доставлять только в Китай, а
танкерами – в любые другие страны Тихого океана.
Всего можно добывать и транспортировать ежегодно около 12
миллионов тонн нефти. Это, как уже написали, около 4
миллиарда долларов, т.е. 260 миллиардов рублей, что почти на
100 миллиардов больше нынешнего годового госбюджета всей
Республики Саха (Якутия).
Переработка нефти
Качать нефть трубопроводом и танкерами – стратегически не
очень верный курс.
В Алдане планируется построить нефтеперерабатывающий завод.
Сырьем послужит добытая на Западно-Анабарском месторождении
нефть, которая будет доставляться по магистральному
нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан».
Мощность завода – 2 миллиона тонн, основная продукция –
битум, автобензин, дизельное, реактивное, судовое топливо,
серу и сжиженный газ.
Автобензин и солярка – понятно, республике давно пора в
массовом количестве производить бензин и дизтопливо для
внутреннего потребления.
Судовое топливо также востребовано – речные перевозки в
Якутии очень долгое время останутся одним из основных каналов
перемещения больших масс грузов.
А вот битум в больших количествах – это возможность наконец
расширить масштабы дорожного строительства, заливая дороги и
улицы городов и крупных поселков асфальтом. Привозной битум
дорогой и это тормозит массовое строительство асфальтовых
дорог.
Развитие сети дорог – это развитие республики. Дороги с
твердым покрытием позволяют ускорять и расширять
транспортировку товаров и услуг, улучшают логистику,
развивают экономику.
Мультипликативный эффект
От добычи нефти местной компанией увеличиваются налоговые
доходы республики – сейчас компании платят основные налоги по
месту юридической регистрации головного офиса.
Также находящийся на территории республики НПЗ будет платить
много налогов, сборов.
Транспортировка битума и других нефтепродуктов в центр Якутии
и за пределы республики позволит загрузить Якутскую железную
дорогу.
А перевозка битума и нефтепродуктов из центра республики в
улусы может создать несколько тысяч рабочих мест – в основном
водителей битумовозов и бензовозов.
Расширение дорожного строительства также создаст новые
рабочие места.
Кто против и почему?
Против планов руководства республики в отношении НК
«Туймада-нефть» выступают журналисты определенной
политической ориентации.
Например, обвиняют руководство республики в коррупции,
утверждая, что лоббирует интересы частной компании
«Туймада-нефть».
Экономические успехи Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура
и других стран основаны на том, что руководители государств
лоббировали и лоббируют интересы своих компаний, включая
частных, поскольку если они развиваются – то развивается и
страна.
На Западе президенты и премьер-министры тоже открыто
лоббируют интересы своих национальных частных компаний, лично
присутствуют на подписании этими частными компаниями крупных
международных соглашений.
Это – общераспространенная практика.
Когда и как?
Безусловно, от презентации на Восточном экономическом форуме
до реализации планов НК «Туймада-нефть» все еще далеко.
Но сам факт того, что проект был одобрен и поддержан
Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего
Востока – обнадеживающее начало.
Очень много инвестиций потребуется:
— на освоение Западно-Анабарского месторождения планируется
направить 357 миллиардов рублей;
— на строительство НПЗ в Алдане – 138 миллиардов рублей.
Всего – 495 миллиардов рублей. Полтриллиона.
Сейчас проекты находятся на этапе презентаций, впереди
сложный путь согласований, утверждений, многочисленных
протоколов, договоров и контрактов.
Но дорогу осилят идущие.
14353132521601
В Якутии еще сотни месторождений, которые будут выставляться
на конкурсы, аукционы и тендеры в течение предстоящих
десятилетий.
Бороться хотя бы за часть из них – одна из самых важных
общенациональных задач якутского народа.