Торговые сети могут получить увеличение бонуса от производителя
Вопрос о том, можно ли увеличить плату за место на полке, проработают все заинтересованные ведомства.
Вместо снижения ретробонуса (процент от реализации) поставщиков сетям могут рассмотреть его повышение. Этот вопрос заинтересованные ведомства должны будут рассмотреть по итогам встречи премьера Дмитрия Медведева с членами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), которая состоялась в конце мая. Сейчас разрешенное значение вознаграждений ритейлерам — 10% от суммы поставки. И представители сетей не хотят снижения этого показателя. Именно из-за этого они уже год тормозят принятие поправок к закон о торговле.
По итогам встречи глава правительства Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проработать с участием РСПП «вопрос об увеличении допустимого размера платы хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, за оказание услуг по продвижению товаров». Документ есть в распоряжении «Известий». Никаких уточнений, на сколько нужно пересмотреть размер в сторону увеличения, не приводится. О результатах работы над этим вопросом чиновники должны доложить до 5 июля 2016 года. На документе есть пометка «Вручить немедленно».
Процесс развивается в рамках подготовки закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» к рассмотрению Госдумой во втором чтении. Самые существенные корректировки ждут закон о торговле. Во-первых, появляется термин «совокупное вознаграждение», во-вторых, его размер ограничивается, в-третьих, сокращаются сроки оплаты товаров.
Действующий закон ограничивает вознаграждения поставщиков сетям 10% от суммы поставляемых товаров и никак не регулирует размер дополнительных услуг, направленных на продвижение товара. Последние названы поставщиками фальшьуслугами, так как, по их мнению, подобными услугами могут быть названы любые поборы с поставщиков.
Имеющиеся поправки ко второму чтению — правительственный вариант, написанный Минпромторгом. Они объединяют бонус поставщика торговой сети с допуслугами по продвижению товаров в одну группу, названную совокупным вознаграждением. Величина последнего ограничена 5% от суммы поставки.
Теперь же ведомства, служба и представители РСПП должны подумать о том, можно ли увеличить допустимую плату за услуги продвижения в рамках совокупного вознаграждения.
В пятницу Минпромторг, Минэкономразвития и ФАС не ответили «Известиям», на каком этапе находится проработка этого вопроса и какие варианты рассматриваются. В одном из ведомств источник пояснил, что так как поручение нужно исполнить до 5 июля, специалисты еще не приступали к работе.
Напомним, комиссию по торговле и потребительскому рынку РСПП возглавляет совладелец торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий. В составе комиссии — крупнейшие ритейлеры страны, то есть речь идет о копии отраслевой Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которая выступает резко против введения любых поправок в закон о торговле.
Наиболее полно мнение сетей по этому вопросу было выражено АКОРТ еще 20 января 2016 года в письме помощнику президента, главе Государственно-правового управления президента (ГПУ) Ларисе Брычевой (есть у «Известий»). Ритейлеры отмечали, что объединять бонус и дополнительные услуги в одну группу не стоит, ведь услуги не зависят от цены поставляемого товара. «Так, стоимость услуг по продвижению товара зависит от затрат на способы рекламы, применяемые для повышения узнаваемости товара среди потребителей», — писали сети в ГПУ.
Принятие поправок в таком виде, по мнению сетей, «приведет к тому, что в существующих экономических условиях розничные торговые сети утратят возможность сдерживания продуктовои инфляции путем применения минимальных (от 0 до 10%) торговых наценок на ряд социально значимых и наиболее продаваемых товаров».
Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин говорит, что ошибочно рассматривать поправки в закон о торговле как попытку повлиять на размер вознаграждения или цены. Последние, заметил он, зависят от себестоимости, спроса и предложения, а также от ряда других факторов.
— Поправки в закон о торговле — это попытка изменить соотношение сил между поставщиками и сетями, — подчеркнул он.
Напомним, правительственный вариант поправок в закон о торговле внесен в Госдуму в середине мая. Срок рассмотрения во втором чтении переносился, следует из документов ГД. Так, в конце мая глава ГПУ Лариса Брычева разговаривала с главой комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолием Аксаковым (комитет является исполнителем по этому проекту), после чего дату рассмотрения отодвинули, а документ, возможно, скорректировали. Аксаков отказался уточнить содержание беседы с Брычевой. Лоббисты ритейлеров тормозят принятие проекта уже год, поскольку изменение в вознаграждении является самой конфликтной для участников рынка новеллой. Кардинальные изменения в этом вопросе могут быть им только на руку.