Украина вдвое снизила стоимость транзита российского газа по своей территории в Европу. Решение принято накануне запланированных на январь трехсторонних переговоров (Украина, РФ, ЕС) о форматах сотрудничества начиная с 2020 года. Дело в том, что в 2019-м истечет 10-летний срок действующего контракта между "Газпромом" и "Нафтогазом".
Украинский дипломат Сергей Корсунский отметил, что в следующем году должна принципиально измениться вся система взаимоотношений в газовой сфере. Он написал в колонке для "Нового времени": "На протяжении 25 лет схема поставок российского газа через Украину в Европу выглядела так: потребители газа в странах ЕС заключали с "Газпромом" договоры о поставках определенных объемов газа с точками приема газа (включая таможенное оформление и контроль качества) на западной границе Украины - с Польшей, Словакией, Румынией, Венгрией. При этом транзит газа по территории Украины европейским потребителям гарантировала Россия, она же договаривалась о тарифах и осуществляла платежи".
В 2019 году действующий украинско-российский контракт закончится. Но и альтернативные проекты ("Турецкий поток", "Северный поток - 2") еще не начнут работать на полную мощность. Корсунский считает, что "европейские потребители нервничают - контракты есть, а гарантий транзита нет. Ситуация усложняется и судебными тяжбами "Нафтогаза" и "Газпрома"... а также выборами - президентскими и парламентскими в Украине и в Европейский парламент - в ЕС. Трудно представить себе более запутанную политическую ситуацию для коммерческих переговоров".
В ЕС призывают сохранить определенные объемы транзита газа по украинской газотранспортной системе (ГТС), но прежняя схема договоренностей сохраниться не может.
Эксперт в энергетической сфере, попросивший не упоминать его имени, отметил, что украинская сторона продвигает другую схему сотрудничества. "Украина присоединилась к Европейскому энергетическому сообществу, что позволяет нам включить ГТС в европейскую систему газопроводов. Это означает, что "Газпром" будет продавать газ не на западной и восточной границе Украины (то есть на входе в украинскую ГТС). Новый оператор ГТС будет отвечать за транзит по украинской территории и поставку европейским потребителям", - сказал собеседник "НГ".
Подготовка к поиску западных партнеров по управлению ГТС началась с 2014 года. В первую очередь речь идет о том, что в Украине должны будут разделить и распределить по отдельным компаниям деятельность по транспортировке газа, поставкам и хранению (процесс разделения называется "анбандлинг"). Создается ОАО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ).
Изначально предполагалось, что для участия в работе МГУ будет привлечен иностранный партнер (украинская власть ввела отдельный запрет на привлечение российских и связанных с РФ компаний). Ранее эксперты отмечали, что иностранному партнеру могут продать за 7 млрд долл. 49% акций МГУ. Ровно год тому назад в Киеве сообщили, что проектом заинтересовались Eustream (Словакия), Snam (Италия), Gazunie (Голландия), GRTgaz (Франция), GAZsystem (Польша), Desfa (Греция), Reganosa (Испания), Verbunddnelz Gaz AG (Германия), Fluxys (Бельгия), Transgaz (Румыния). Предполагалось, что европейский партнер по управлению украинской ГТС поможет договориться с "Газпромом" об условиях контракта на транзит газа начиная с 2020 года.
До сих пор переговоры шли медленно, отмечают украинские источники. В ноябре эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук написал в блоге, что введение в 10 областях Украины военного положения еще больше замедлило переговорный процесс: "По предварительной информации, восстановление активной фазы отбора партнера передвинется на лето-осень 2019 года. Это означает провал подготовки к новому транзитному договору. Украину "подвесят" как европейские партнеры, так и Россия".
Глава украинского правительства Владимир Гройсман и руководитель "Нафтогаза" Андрей Коболев в декабре провели в Брюсселе переговоры с вице-президентом Еврокомиссии Марошем Шефчовичем. "Важно, чтобы трехсторонние газовые переговоры (Украина-ЕС-РФ) возобновились в январе на политическом уровне", - заявил еврокомиссар.
Готовясь к очередному раунду, украинская сторона снизила тарифы на транзит газа. Решение приняла на днях Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Официально сообщается, что на точках входа в украинскую ГТС цены на транспортировку снизятся с 12,47 до 6,04 долл. (без учета НДС) за 1 тыс. куб. м в сутки. Руководитель НКРЭКУ Оксана Кривенко написала в соцсети: "Мы входим в новый, 2019 год с европейскими конкурентоспособными тарифами". Она считает, что в связи с этим "украинская газотранспортная система закрепит свою конкурентоспособность как абсолютная и более экономически выгодная альтернатива "Северному потоку" и другим обходным газопроводам. Такое решение может способствовать подписанию выгодного транзитного контракта после 2019 года".
Тем не менее руководитель "Нафтогаза" Андрей Коболев ранее допустил, что "Газпром" может не подписать контракт на транзит российского газа по украинской ГТС после окончания действующего контракта. По сообщению "Интерфакс Украина", он сказал: "Газпром" может в принципе не подписывать контракт с украинской стороной. В конце 2019 года "Газпром" может прийти к украинскому оператору ГТС, который к тому времени должен быть полностью готов к отделению от "Нафтогаза", и просто заказать услуги, как это сейчас делают другие поставщики газа". По мнению Коболева, сейчас РФ намеренно затягивает переговоры о подписании нового договора на поставку газа, поскольку в России ожидают результатов украинских президентских выборов.
Как известно, действующая украинская власть в лице президента и нынешнего состава Верховной рады призывает европейских партнеров отказаться от проектов обходных газопроводов. Эксперты утверждают, что эти призывы не были услышаны. В ноябре коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко сообщил украинским СМИ, что компания приступает к плану "Б": попытается добиться компенсации из-за строительства "Северного потока - 2". План "А" предполагал сохранение прежних объемов транзита газа в ЕС по украинской территории. По официальным данным, обычная транзитная загрузка составляла в разные периоды 90-120 млрд куб. м. Украина получала за транзит российского газа 2-3 млрд долл. в год. Если загрузка снизится до 30-50 млрд куб. м газа в год, встанет вопрос о рентабельности работы ГТС, отмечают эксперты.