Трубная компания станет партнером «Ростеха», и в случае реализации проекта получит контракты на поставку труб, не востребованных в России. Запустить его Пакистан собирался еще в 2018 году, но не договорился с «Ростехом» о тарифах
Пакистанский газопровод
Трубная металлургическая компания (ТМК) Дмитрия Пумпянского вошла в проект «Ростеха» по строительству в Пакистане газопровода «Север-Юг» стоимостью $2 млрд, следует из материалов ТМК.
С 15 ноября 2018 года Oriental Stream Limited, зарегистрированная в пакистанском городе Карачи, вошла в список аффилированных лиц ТМК, говорится в раскрытии компании. Это структура, созданная в конце марта 2018 года, — компания специального назначения (Special Purpose Vehicle, SPV) для реализации проекта строительства газопровода «Север-Юг» по межправительственному соглашению, сказали РБК два источника, близких к проекту. По их словам, акционерами компании являются ТМК и «дочка» «Ростеха» — «РТ — Глобальные ресурсы», но распределение долей они не уточнили.
Представитель ТМК отказался от комментариев, в пресс-службе «Ростеха» пока не ответили на запрос РБК.
Межправительственное соглашение России и Пакистана было заключено еще в 2015 году. Планировалось, что газопровод протяженностью 1,1 тыс. км и пропускной способностью до 12,4 млрд куб. м в год свяжет терминалы по приему сжиженного газа (СПГ) в портовом городе Карачи на юге Пакистана с городом Лахор на севере страны, где должны быть построены электростанции, работающие на этом газе. Сейчас в порту Касим города Карачи работают два терминала по импорту СПГ с общей мощностью по регазификации в 34 млн куб. м в день (12,4 млрд куб. м в год), но они работают не на полную мощность.
Заказчиком проекта должна выступить госкомпания Пакистана — ISGSL, которая занимается поставками газа, а также будет оплачивать услуги по его транспортировке. Правительство Пакистана собиралось выдать суверенную гарантию на проектное финансирование и на оплату тарифа на транспортировку газа. А исполнителем с российской стороны назначен «Ростех». Россия согласилась выделить на газопровод $2 млрд и предложила реализовывать проект через SPV, чтобы избежать влияния санкций — «Ростех» попал под ограничения США в 2014 году, сообщала пакистанская газета The Express Tribune.
Сам газопровод собирались построить к 2018 году, но стороны не смогли договориться о тарифах на прокачку газа. Как заявил в 2017 году глава «Ростеха» Сергей Чемезов, тариф, который предлагался властями Пакистана, не давал возможности вернуть инвестиции. По словам одного из источников РБК, сейчас Oriental Stream готовит технико-экономическое обоснование (ТЭО) газопровода с оценкой капитальных и операционных затрат «для битвы за тариф». Он ожидает, что коммерческие соглашения могут быть подписаны уже весной 2019 года.
По плану российского Минэнерго, представленному в 2015 году, проект планировалось реализовать по схеме BOOT (Build Own Operate Transfer): газопровод будет находиться в собственности и эксплуатироваться проектной компанией в течение 25 лет. Предполагается, что за это время она окупит вложения за счет тарифа на прокачку газа, а затем передаст газопровод правительству Пакистана.
Шанс для ТМК
О том, что ТМК намерена переориентировать часть поставок труб большого диаметра (ТБД) с внутреннего рынка на экспорт, говорил в прошлом году заместитель генерального директора ТМК по стратегии и развитию Владимир Шматович. Это связано с сокращение трубопроводных проектов «Газпрома» и «Транснефти»: по данным российского Фонда развития трубной промышленности, в 2018 году переизбыток производственных мощностей по выпуску ТБД, используемых при строительстве газопроводов, превысил 3 млн т, а Объединенная металлургическая компания Анатолия Седых, конкурент ТМК, даже была вынуждена отправить часть сотрудников в вынужденный отпуск в конце 2018 года, сообщал «Интерфакс».
На этом фоне строительство газопровода в Пакистане — это шанс для ТМК обеспечить себя заказами на будущее, сказал РБК директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. По его подсчетам, всего на строительство газопровода потребуется 1,1 млн т труб большого диаметра, плюс трубы нефтяного сортамента потребуются для создания компрессорных станций. Но вряд ли ТМК будет поставлять весь объем, добавил эксперт. При этом за 2017 год компания отгрузила около 270 тыс. т ТБД и ожидает такого же результата по итогам 2018-го.
ТМК вовремя зашла в проект, чтобы, несмотря на хорошие отношения Пакистана с Китаем, получить часть контрактов, заключил Худалов.