Китайские импортеры российской древесины объединились в союз для интенсификации и удешевления импорта
Китайские импортеры российской древесины объединились в союз для упорядочения рыночной деятельности и урегулирования торговых споров, то есть в конечном итоге для интенсификации и удешевления импорта древесного сырья из России. Предполагается, что основным партнером нового союза с российской стороны станет Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России.
Очевидно, что объединение импортеров, тем более под эгидой Китайской ассоциации лесной промышленности, может существенно упростить многие процедуры, связанные с покупкой, легализацией, импортом и доставкой российского древесного сырья на перерабатывающие предприятия в Китае. В конечном счете это будет способствовать росту интенсивности лесопользования в тех субъектах РФ, лесной сектор которых ориентируется в первую очередь на Китай (а это практически все регионы юга Сибири и Дальнего Востока). Общий рост интенсивности лесопользования неизбежно приведет к росту в том числе незаконных рубок - поскольку практически никакой лесной охраны в этих регионах нет, а имитационные средства борьбы с расхищением лесов (типа ЕГАИС учета древесины и сделок с ней) создают лишь иллюзию борьбы с "черными лесорубами". Кроме того, поскольку во всех этих регионах абсолютно господствует экстенсивная (бесхозяйственная) модель лесопользования, да еще и лесные пожары ежегодно наносят лесам катастрофический урон - дальнейшая интенсификация заготовки древесины приведет к очень быстрому истощению сколько-нибудь доступных лесов.
Леса Сибири и Дальнего Востока только кажутся обширными и неисчерпаемыми - во многом из-за отсутствия достоверной статистической информации о них. В реальности продуктивные, хозяйственно ценные и экономически доступные леса уже очень сильно разорены бесхозяйственным лесопользованием, пожарами и вредителями. Остатков хватит для поддержания нынешней интенсивности рубок в лучшем случае еще на пару десятилетий; восполнить нынешнюю убыль хозяйственно ценных лесов будет нечем, поскольку сами по себе ценные хвойные леса восстанавливаются очень медленно, а правильного лесного хозяйства, способного значительно ускорить этот процесс, в Сибири и на Дальнем Востоке практически нигде нет (как, впрочем, и в большинстве более западных регионов нашей страны). Китаю двух десятилетий вполне может хватить для того, чтобы создать мощную систему плантационного лесовыращивания и практически полностью заместить импорт древесного сырья из России после полного разорения сибирских и дальневосточных лесов. Российские же лесные регионы останутся в результате у разбитого корыта.