За два года в 1,5 раза увеличилось число транзитных грузов по Севморпути
По состоянию на 1 ноября 2017 года по Северному морскому пути выполнено 28 транзитных рейсов, по сравнению с 2016 годом количество перевозок увеличилось в 1,5 раза. Объем перевозок грузов через порты в акватории СМП составляет 8 млн тонн, что на 10 процентов больше по сравнению с 2016 годом. Об этом заявил статс-секретарь - заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Павел Волков в Санкт-Петербурге в панельной сессии «Транспортный потенциал Северного морского пути» VII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».
«Мы считаем возможным превратить Северный морской путь в дополнительный маршрут перевозки контейнерных грузов между Азией и странами северной Европы, а также перевести на него часть российских грузов, которые в настоящее время перевозятся по Транссибу», – отметил статс-секретарь - заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Павел Волков.
По расчетам Минвостокразвития России, переключение грузов на Северный морской путь при выигрыше в расстоянии в 25% и больше на маршрутах перевозок между Северным Китаем, Южной Кореей, Японией с одной стороны и странами северной и западной Европы – с другой. Перевозки по Севморпути могут занять 10 % от рынка импорта контейнерных грузов из Азии в РФ и 5 % от рынка международного транзита из Азии в Европу. Общий объем контейнерных перевозок по Севморпути может составить 455 тысяч контейнеров.
«Возможность использования СМП в качестве международного транспортного коридора в долгосрочной перспективе подтверждается по результатам переговоров с иностранными инвесторами и ведущими морскими перевозчиками – COSCO, MAERSK. Иностранными судовладельцами подтверждается перспектива переключения грузопотока на СМП до 12 млн. тонн к 2028 году и его увеличению до 25 млн. тонн в дальнейшем. Сейчас мы вместе с Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта активно взаимодействуем с компаниями Hyundai Merchant Marine и Cosco о возможности наращивания грузооборота на данном направлении», – уточнил Павел Волков.
Напомним, что по итогам первого Восточного экономического форума, прошедшего во Владивостоке в сентябре 2015 года, Президент России поручил Минвостокразвития России разработать финансово-экономическую модель развития Северного морского пути в качестве транспортного коридора глобального значения, в том числе для организации контейнерных перевозок. Минвостокразвития России при участии АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», заинтересованных организаций и предприятий выполнена научно исследовательская работа, доклад был представлен Президенту Российской Федерации. Модель развития СМП, а также предложения по структуре управления СМП и проект «дорожной карты» были направлены в адрес федеральных органов исполнительной власти и организаций (Минтранс России, Минэкономразвития России, ФАС России, Росморречфлот, Государственную корпорацию «Росатом». В ходе работы были проанализированы структура и динамика изменения мировых грузопотоков, направления технического прогресса в судостроении, текущее и ожидаемое финансовое положение судоходных компаний, климатические прогнозы.
Переключение на Северный морской путь актуально для тех маршрутов, где это сократит время в пути не менее, чем на 10%, потенциально перспективными для переключения на СМП являются 17 маршрутов с общим грузопотоком около 60 млн. тонн. Больше половины из них (15 маршрутов) – это маршруты между Восточной Азией (Северным и Центральным Китаем, Японией и Южной Кореей) и Северной Европой. Наибольшей привлекательностью для переориентации грузопотоков на СМП обладают порты Северной Европы (Роттердам, Копенгаген, Гамбург) и порты Японии (Йокогама), Южной Кореи (Пусан) и севера Китая (Далянь, Тяньцзин), а также грузы с высокой добавленной стоимостью (текстиль, транспортное оборудование, электротехническое оборудование).