Тамбовская область увеличила железнодорожный экспорт зерна на 58%
По оценке аналитического центра «Русагротранса», Тамбовская область за первые пять месяцев сезона-2017/18 увеличила отгрузки зерна на экспорт по железной дороге на 58%. Если за июль-ноябрь 2016/17-го регион поставил в порты 191 тыс. т зерна, то за аналогичный период этого сельхозгода — 303 тыс. т. В рейтинге регионов по отгрузкам компания занимает восьмое место.
«Рассказовский элеваторный комплекс» (Тамбовская область, входит в с компанию «Рассказовское») в этом сезоне перевозит зерно на экспорт, используя грузовые экспрессы. Они идут до портов не более двух суток. «В декабре мы согласовали с РЖД возможность возврата по такой же схеме и порожних составов, — рассказывает коммерческий директор компании Владимир Неустроев. — Это сокращает сроки доставки, оборачиваемости вагонов и снижает издержки по доставке груза». Элеватор ведет отгрузки зерна на Ейск и станцию Новолесную (Астрахань).
В аренде у компании около 150 вагонов. Именно их наличие в 2017/18 сельхозгоду помогло достичь примерно той же стоимости логистики, как годом ранее, отмечает топ-менеджер. «В условиях того дефицита подвижного состава, что сформировался сейчас на рынке, собственные вагоны сильно облегчают работу, их наличие дает нам добавленную стоимость на продажах в размере 700 руб./т, — делится Неустроев. — Вагоны задействованы на переброску в первую очередь собственного зерна (произведенного «Рассказовским») и по остаточному принципу — клиентского».
Объем отгрузок зерна элеватором с начала сезона и по конец декабря составил более 50 тыс. т. Из них на внутренний рынок ушло лишь около 2,5 тыс. т, остальное — на экспорт. Хотя еще три-четыре года назад была обратная ситуация: продажи осуществлялись преимущественно внутри страны, обращает внимание топ-менеджер. «Отчасти это связано с тем, что мы просто научились торговать, — говорит он. — Конечно, помогает и наличие точки отгрузки». Предприятие работает как с экспортерами, так и вывозит зерно самостоятельно.
По словам Неустроева, бывает хороший сезон, а бывает полезный. «Вот этот как раз полезный: многие сельхозпроизводители, и наше предприятие в том числе, не были готовы к такому развитию рынка, в предыдущие годы высокая цена, наверное, расслабила аграриев, — считает он. — А мы должны быть готовы ко всему: и к высокому урожаю, и к сложностям с логистикой, инфраструктурой, и к тому, что возможностей реализовать свой товар по высокой цене может и не быть».
Подробно о ж/д отгрузках зерна см. ЗерноТРАФИК– онлайновые поисковые базы статистики грузооборота зерна. Новые возможности поиска информации по объемам, направлениям, отправителям-получателям