Нефтегазовые доходы (НГД) бюджета в декабре 2024 г. составили 790,2 млрд руб., что на 21,5% больше по сравнению с декабрем 2023 г. и на 1,4% меньше по сравнению с ноябрем 2024 г. В декабре 2024 г.:
поступления по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) выросли на 3,1% в годовом сравнении, но снизились на 1,4% в месячном, составив 1,0 трлн руб., в т.ч.:
на нефть - 801,6 млрд руб. (рост на 0,2% в годовом сравнении и снижение на 2,6% в месячном),
на газ - 138,2 млрд руб. (рост на 16,9% в годовом сравнении и на 6,6% в месячном),
на газовый конденсат - 60,2 млрд руб. (рост на 15,8% в годовом сравнении и снижение на 2,3% в месячном);
поступления от экспортной пошлины составили 83,3 млрд руб., что на 26,5% меньше в годовом сравнении, но на 20,5% больше - в месячном:
в связи с завершением финального витка большого налогового маневра в нефтяной отрасли, поступления по этой статье обеспечивает газ,
экспортная пошлина на газ составила 80,9 млрд руб., увеличившись на 14,8% в годовом и на 20,9% в месячном сравнении.
Базовый месячный объем НГД в декабре составили 731,2 млрд руб (727,4 млрд руб. - ноябрь), дополнительные НГД - 59,1 млрд руб (74,3 млрд руб. - ноябрь). В ноябре 2023 г. В. Путин подписал закон о возврате к расчету бюджетного правила исходя из базовой цены на нефть в 60 долл. США/барр. с индексацией на 2%/год начиная с 2027 г. (до этого Бюджетный кодекс устанавливал номинальный объем базовых НГД на уровне 8 трлн руб./год с индексацией на 4%/год начиная с 2026 г.).
Итоги 2024 г.
В 2024 г. нефтегазовые доходы бюджета составили 11,1311 трлн руб., что на 26,2% больше, чем в 2023 г.:
поступления от НДПИ - рост на 29,3%, до 12,234,2 трлн руб., в т.ч.:
нефть - 10,111 трлн руб., рост на 29,9%,
газ - 1,4487 млрд руб., рост на 19,0%,
газовый конденсат - 674,5 млрд руб., рост в 1,5 раза;
поступления от экспортной пошлины снизились в 2,1 раза, до 402,9 млрд руб., в т.ч.:
по газу - 490 млрд руб., снижение на 13,4%;
по нефти из бюджета нефтяным компаниям были возвращены ранее уплаченные экспортные пошлины в размере 3,4 млрд руб. (в 2023 г. поступления в бюджет по экспортной пошлине на нефть в бюджет составили 283,9 млрд руб.);
поступления по НДД выросли в 1,6 раза, до 2,049 трлн руб.
Базовые НГД бюджета в 2024 г. составили 9,8312 трлн руб., дополнительные - 1,2998 трлн руб. Напомним, что в бюджет на 2024 г. был заложен объем нефтегазовых доходов в 10,985 трлн руб., в т.ч. 9,932 трлн руб. базовые НГД. В пояснительной записке к бюджету-2025, оценка НГД на 2024 г. была повышена на 3%, до 11,3095 трлн руб., в т.ч. базовые - 9,7508 трлн руб., дополнительные - 1,5587 трлн руб. Этого уровня достичь не удалось, но расхождение оказалось незначительным.
за декабрь 2024 г. - 139,3 млрд руб., что в 1,9 раза меньше в годовом сравнении и на 5,4% больше в месячном сравнении (132,2 млрд руб. - в октябре 2024 г.),
за 2024 г. - 1,8154 трлн руб., рост на 14,3%.
Операции с валютой
Минфин РФ также сообщил, что ожидаемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в январе 2025 г. прогнозируется в размере 80,3 млрд руб. Отклонение фактически полученных НГД от ожидаемого месячного объема нефтегазовых доходов по итогам декабря 2024 г. составило -10,1 млрд руб. В связи с этим:
совокупный объем средств, направляемых на покупку иностранной валюты и золота, составляет 70,2 млрд руб.,
операции будут проводиться в период с 15 января по 6 февраля 2025 г.,
объем покупки иностранной валюты и золота составит в эквиваленте 4,1 млрд руб./сутки.