Европа заменит газ из России поставками израильского газа из Египта
Европейский союз работает над сделкой по импорту израильского газа через Египет, поскольку Европа спешит уменьшить свою зависимость от российских поставок. Согласно документам, которые получены Bloomberg, добытое в Израиле топливо будет превращено в сжиженный природный газ на перерабатывающих заводах Египта перед отправкой в ЕС. Соглашение укрепит европейские рыночные возможности для Израиля, где внутренние цены на газ намного ниже, чем ставки, которые он может взимать на континенте.
Поскольку ЕС импортировал около 40% своего газа из России в прошлом году, ему нужно будет использовать разные источники топлива, а также увеличить добычу энергии из возобновляемых источников. В рамках потенциального меморандума о взаимопонимании ЕС, Израиль и Египет также расширят сотрудничество по проектам в области чистой энергетики, свидетельствуют документы.
Газ из Израиля в настоящее время в основном поступает на местный рынок, а также в соседние Египет и Иорданию. Израильские экспортеры увеличивают поставки в Египет в этом году, хотя неясно, какая часть добытого может быть отправлена в Европу.
В феврале министр энергетики Израиля Карин Эльхаррар заявила, что изучит любой запрос ЕС на газоснабжение, но маловероятно, что страна сможет отправить «огромные количества», учитывая, что большая часть ее нынешних мощностей предназначена Египту, Иордании и внутреннему рынку. Значительное увеличение поставок потребует разработки новых крупных газовых месторождений в районе Восточного Средиземноморья.
Согласно Статистическому обзору мировой энергетики BP, доказанные запасы газа в Израиле составили 600 миллиардов кубометров на конец 2020 года, или всего 0,3% от общего объема. При этом тремя ведущими газовыми странами мира были Россия с 37 400 миллиардами кубометров (19,9%), Иран с 32 100 миллиардами (17,1%) и Катар с 20 700 миллиардами (13,1%). Даже резервы США (12 600 миллиардов кубометров, или 6,7%) затмили запасы Израиля.
Европа использует около 540 миллиардов кубометров в год. До начала санкций Россия обеспечивала около 40% потребления (более 200 миллиардов кубометров).
Тем не менее экспорт с морского месторождения Левиафан составляет всего около десяти миллиардов кубометров, а добыча с другого крупного месторождения — Тамара — используется для удовлетворения внутреннего спроса на электроэнергию.
Возможности расширения также ограничены. В начале 2022 года Соединенные Штаты отозвали свою поддержку проекта EastMed Pipeline — предлагаемого маршрута трубопровода по дну моря стоимостью шесть миллиардов долларов, который связал бы месторождения природного газа Израиля и Кипра с объектами в материковой Греции и даже Италии.
Как отмечали эксперты Вашингтонского института ближневосточной политики, коммерческая жизнеспособность EastMed всегда была для многих сомнительна. Длинный глубоководный трубопровод по морскому дну дорог в строительстве и обслуживании, а низкие цены на природный газ сделали бы его в лучшем случае лишь незначительно прибыльным. Кроме того, объем газа, необходимого для заполнения трубы, до сих пор не обнаружен спустя годы после объявления проекта.
Еще одной проблемой была позиция Турции на южной границе своей исключительной экономической зоны, в которую заходит маршрут трубопровода, что дает Анкаре основания для возражений.
Информируя правительства Греции, Израиля и Кипра о своей новой позиции, администрация Байдена сослалась на экономические и экологические проблемы. Ранее Европейский союз объявил, что уходит из проекта в рамках своего более широкого перехода от нефтегазовых проектов.
Эксперты ранее указывали, что решение США — это смертельный удар по проекту.
«Тот факт, что оно совпадает с украинским кризисом, скорее всего, станет смертельным ударом для мечтаний Израиля стать альтернативой России как значительному поставщику газа в Европу. Надежды Иерусалима на создание значительного суверенного фонда благосостояния из доходов также поблекли», — писал директор программы Бернштейна по политике Персидского залива и по энергетической политике в Вашингтонском институте Саймон Хендерсон.
По мере развития российско-украинского конфликта все большее число стран пытаются найти альтернативы поставкам газа из России. За последнее время заявления о подготовке разработки собственных газовых ресурсов объявили Турция и Румыния.