Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех разработал автоматизированный комплекс для технического обслуживания трубопроводной арматуры газотранспортных систем. Благодаря уникальному датчику в его составе и специальному алгоритму обработки информации оборудование способно «слышать» утечку газа. Новое решение уже успешно прошло опытную эксплуатацию на одном из дочерних предприятий «Газпрома».
Автоматизированный комплекс обеспечивает в онлайн-режиме оперативную диагностику, контроль герметичности системы и мониторинг состояния запорной аппаратуры. Его уникальность состоит в применяемом алгоритме, который позволяет отфильтровывать на аппаратном уровне ложные сигналы, не относящиеся к шумам газа, например дождь или звук проезжающего автомобиля. Таким образом, комплекс «слышит» только частоты, выделяемые газом, что позволяет актуализировать ситуацию о состоянии трубопроводной арматуры в режиме реального времени.
В состав оборудования входят специальные датчики, которые определяют нарушение герметичности трубопроводной арматуры, фиксируют факт проведения работ по техническому обслуживанию, а также измеряют количество герметизирующего материала.
В составе «Росэлектроники» разработкой оборудования занималось НПП «Рубин» концерна «Вега».
«Использование специализированного комплекса мониторинга на предприятиях газотранспортной системы обеспечивает выявление нарушений в трубопроводной арматуре на раннем этапе, тем самым существенно повышая безопасность ее эксплуатации. Например, специалистами предприятия был разработан уникальный датчик перетока, который «слышит» утечку газа. Точность определения места разгерметизации трубы с помощью этого датчика значительно выше, чем у зарубежных аналогов», – рассказал генеральный директор НПП «Рубин» Андрей Тарасов.
Датчик перетока состоит из акустического датчика и преобразователя. Акустический датчик принимает сигнал от металлических конструкций запорной аппаратуры газопровода и преобразует его в электрический сигнал. Далее преобразователь передает информацию о величине перетока газа в блок обработки сигнала. Там происходит автоматический сбор и многофакторный анализ данных от всех датчиков системы – акустических характеристик, параметров окружающей среды, перекачиваемой среды, давления.