Минфин может заняться пресечением схем экспорта из России бензина и дизтоплива, предназначенных для внутреннего рынка. Речь идет об объемах, за которые бюджет выплачивает нефтяникам субсидии по демпферу.
«Эта ситуация возможна, когда выплата по демпферу превышает сумму акциза по дизельному топливу или бензину. Мы изучим вопрос, оценим экономику поставок на экспорт при приобретении топлива на внутреннем рынке с акцизом в июне—июле и определимся с необходимостью принятия мер. Пока о таких случаях нам неизвестно», - цитирует Минфин «Коммерсант».
На рынке, в последние месяцы трейдеры стали активно заниматься покупкой топлива на внутреннем рынке для его продажи на экспорт.
В обычной ситуации это невыгодно, поскольку трейдерам приходилось бы покупать топливо по внутренней цене, в которой заложены акциз (при экспорте не уплачивается) и НДС (при экспорте его компенсируют).
Однако российские компании столкнулись с проблемами при экспорте нефти и нефтепродуктов. В стране возник значительный профицит бензина, и, несмотря на высокие цены на нефть, стоимость топлива на бирже СПбМТСБ стала значительно снижаться.
Также на экономику экспорта серьезно влияет демпфер —выплаты, которые компенсируют НПЗ большую часть разницы между ценой внутреннего рынка и экспортной альтернативой. Сейчас российская нефтекомпания, чтобы продать топливо на экспорт, должна предложить покупателю скидку к экспортной котировке, но демпфер получает исходя из этой котировки без скидки.
Это обуславливает интерес к экспорту трейдеров, связанных с крупными производителями топлива. В первом полугодии выплаты нефтекомпаниям по демпферу составили 1,4 трлн рублей.