АО «Транснефть-Верхняя Волга» завершило работы по укладке дюкера на подводном переходе магистрального нефтепровода (МН) Сургут — Полоцк через р. Волга в Борском и Кстовском районах Нижегородской области. В качестве технического заказчика выступило ООО «Транснефть — ТСД». Реконструкция участка линейной части подводного перехода МН ведется с июня 2021 года.
Выполнен монтаж дюкера длиной более 1400 метров на одном из крупнейших подводных переходов в европейской части России через р. Волга. Общая протяженность реконструируемого участка магистрального нефтепровода превышает 3,5 км.
Строительство подводного перехода выполняется траншейным способом с применением специализированных технических ресурсов. Общий объем разработки береговых участков и русловой части составил более 430 тыс. куб. м. грунта.
Сварка 8 плетей дюкера выполнялась полуавтоматическим механизированным методом. Контроль сварных соединений проводился визуально-измерительным, ультразвуковым и радиографическим методами. С целью соблюдения требований по экологической безопасности и увеличения надежности конструкции перехода, были уложены трубы с большей толщиной стенки — 17 мм., повышенного класса прочности, диаметром 1020 мм. Для утяжеления дюкера использовано более 1100 комплектов балластирующих устройств, масса снаряженного дюкера составляет более 1900 тонн.
Укладка дюкера выполнена методом протаскивания с правого берега р. Волги на левый с привлечением 24 единиц строительной и специальной техники: бульдозеры, экскаваторы, трубоукладчики, а также тяговые лебедки. В последующем запланировано проведение гидравлических испытаний и диагностика подводного перехода.
Подводно-технические работы производились в период действующей навигации на р. Волга, при этом были приняты специальные меры для исключения простаивания судов.
Работы по реконструкции участка ведутся без остановки транспортировки нефти. Транспорт осуществляется в штатном режиме по основной нитке МН Сургут — Полоцк.
После завершения работ по монтажу нового участка подводного перехода, реконструированная нитка линейной части будет подключена к существующей системе МН.
Комплекс технических мероприятий реализуется с учетом всех требований природоохранного законодательства и неукоснительным соблюдением правил промышленной безопасности. Ввод в эксплуатацию реконструированного участка, включающего подводный переход, планируется в 2025 году.
Работы выполняются в целях обеспечения безаварийной эксплуатации и экологической безопасности системы магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Верхняя Волга».