Газификация доберется до Камчатки благодаря проблемам «Сахалина-2»
Президент Владимир Путин поручил разработать и выполнить план газификации Камчатского края до 2025 года с использованием газа и инфраструктуры проекта «Сахалин-2», оператор которого после начала спецоперации на Украине был переведен в российскую юрисдикцию. Дорожную карту должны разработать федеральное правительство, региональные власти Камчатки, Газпром и НОВАТЭК.
По предварительному плану предусмотрено строительство комплекса приема сжиженного природного газа в бухте Раковая Авачинской губы, где за счет федерального бюджета до 2024 года необходимо возвести береговую инфраструктуру. Строительство морской части комплекса, включая плавучую регазификационную установку и суда газовозы-челноки, должна обеспечить компания.
Кроме того, властям поручили проработать ресурсную базу для производства СПГ и его поставок на Камчатку по цене, «которая не превышает цену, регулируемую ФАС России в рамках Единой системы газоснабжения».
Напомним, что проект «Сахалин-2» реализовывался с 1994 года на основе соглашения о разделе продукции. Помимо «Газпрома» его акционерами являлись Shell, а также японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). После начала спецоперации Shell вышла из проекта, а вот японские компании в нем остались, даже несмотря на перевод оператора в российскую юрисдикцию (вместо Sakhalin Energy им стала «Сахалинская энергия»).
Что касается доли Shell, сообщалось, что британско-нидерландская компания решила списать эти активы в размере $1,6 млрд, и теперь они перейдут в собственность «Газпрома». Под вопросом остались контракты на поставку сжиженного природного газа (СПГ), которые Shell ранее заключила с «Сахалином-2».
Как пояснил «СП» руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко, использование уже имеющейся ресурсной базы «Сахалина-2» для газификации Камчатки имеет смысл, так как речь идет не о больших объемах — население всего края немногим превышает 300 тысяч человек, там почти нет крупных промышленных объектов. Поэтому у «Сахалина-2» почти наверняка найдутся необходимые объемы, тем более на фоне проблем их реализации на внешних рынках.
В свою очередь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рассказал, что газификация Камчатского края имеет свои особенности, но ранее Газпром уже во многом создал там необходимую инфраструктуру, вопрос как раз в источниках газа.
— Особенность Камчатки в том, что там практически все газифицировано, так как там не так много населенных пунктов. Есть Петропавловск-Камчатский, еще несколько объектов, которые нужно газифицировать, но в целом внутри все сделано. Речь не идет о газификации в том плане, что нужно будет построить новые газопроводы, подвести их к каждому поселку, развести газ по домам и так далее, как это воспринимается в Центральной России. Здесь газификация — это подключение отдельных потребителей, каждого домохозяйства.
Когда говорят о газификации Камчатки, часто используют термин «регазификация» или повторная газификация, потому что там была выстроена газотранспортная система, газифицирован Петропавловск-Камчатский, но постепенно месторождения, которые ее питали, начали истощаться. Изначально газификация края создавалась под локальную сеть — на месте добываем газ и поставляем его местным потребителям. Но довольно быстро добыча на камчатских месторождениях у Газпрома стала падать, поэтому встал вопрос о том, как по-другому запитать систему. То есть вопрос не в строительстве инфраструктуры, которая разводит газ по потребителям. Вопрос в том, как доставить из других источников газ в уже готовую систему.
Поэтому речь в поручениях президента о газификации Камчатки и идет в основном о береговой инфраструктуре. Было решено привозить туда СПГ и снабжать им существующую систему. Тем более, что НОВАТЭК еще до того, как этот вопрос встал так остро, собирался построить перевалочный СПГ-комплекс на Камчатке, через который газ будет направляться из Мурманской области по Северному морскому пути.
По этой идее на Камчатку будут довозить СПГ на газовозах ледового класса, а оттуда — уже на обычных. Газовозов ледового класса у нас крайне мало и практически все они были построены под «Ямал-СПГ». Зато обычных газовозов — полно. Чтобы не мотать ледовые корабли до потребителя и обратно, они будут просто чаще ходить, и их количество не нужно будет увеличивать. Поэтому вообще и родилась такая идея — если вы все равно собираетесь строить там перевалочный терминал, можно построить инфраструктуру и для того, чтобы использовать СПГ для снабжения региона.
Но после возникновения этой идеи возник центральный вопрос: «Кто будет за это платить?» НОВАТЭК и любые другие акционеры с «Ямал-СПГ» говорят, что готовы поставить газ для внутреннего рынка, но это должен быть экспортный нетбек. Это значит, что цена на СПГ для Камчатки должна быть такой же, как для иностранных потребителей — Японии, Южной Кореи и Китая. Естественно, регион и его потребители этого не потянут. А продавать СПГ на внутреннем рынке по установленным тарифам поставщики не готовы. Была даже версия о том, чтобы «Ямал-СПГ» поставлял газ для Камчатки, но для этого он его будет продавать Газпрому по мировой цене, а тот уже на внутреннем рынке перепродавать по внутренним тарифам, таким образом генерируя собственные убытки.
«Газпрому» от этой идеи вроде бы удалось отбиться, поэтому теперь обсуждают другие варианты, такие, как поставки газа с «Сахалина-2», о которых мы говорим. В этом есть логика, потому что объемов для Камчатки нужно немного, а «Сахалин-2» сейчас испытывает определенные проблемы с реализацией газа на спотовом рынке, отдельные партии не находят покупателей из-за страхов на рынке и «токсичности» нашего экспорта для некоторых покупателей, хотя долгосрочные контракты все уже перезаключили с новым оператором.
Нужно посмотреть, как все это будет работать. Возможно, НОВАТЭКу дадут долю, которая принадлежала Shell, а за это он будет отдавать свой газ по внутренним ценам. Возможны разные расклады, но физически, скорее всего, это будут своповые поставки.
«СП»: — Что это значит?
— НОВАТЭК построит два челнока-газовоза, которые будут курсировать от его же перевалочного СПГ-комплекса, забирать СПГ и доставлять его в Петропавловск-Камчатский для нужд региона. Аналогичные объемы Газпром может отдавать НОВАТЭКу с сахалинских проектов. Зачем возить газ туда-сюда, если можно просто поменяться этими объемами? Так что я не исключаю своповые контракты между Газпромом и НОВАТЭКом по газоснабжению Камчатки.
«СП»: — Насколько этот проект газификации важен для региона?
— Весь вопрос в цене. Если это будет доступная газификация, конечно, населению и региону это удобно и хорошо. Если же цена будет сверхвысокой, они просто ее не потянут. Компаниям, тому же НОВАТЭКу это, в общем-то, не нужно. Они и так найдут свои продажи на азиатском рынке. А тут их еще и могут заставить продавать по низким тарифам, поэтому им это не очень интересно.