Американские топливные рынки сохраняли стабильность в декабре после того, как западные санкции против российской нефти привели к перераспределению мировых поставок нефти. Новые ограничения, которые вступили в силу в воскресенье, могут оказаться более сложными.
Меры, направленные против российских нефтепродуктов, угрожают перекрыть поставки на данный рынок, поскольку страна ищет новых торговых партнеров. Любые проблемы могут привести к росту цен на дизель и другие виды топлива, которые остаются высокими с тех пор, как в прошлом году между Россией и Украиной разгорелся военный конфликт.
Неопределенность на Уолл-стрит свидетельствует о том, что отказ Запада от российских энергоносителей сделал трансатлантические рынки более взаимосвязанными. Сокращение предложения или резкий рост спроса в Европе могут повлиять на жителей Новой Англии, которые отапливают дома мазутом, или на транспортные компании, которым нужен дизель для перевозки грузов через Скалистые горы.
Новые санкции ударили по американскому топливному рынку, который остается под давлением после резкого роста цен в прошлом году. Сокращение нефтепереработки в эпоху пандемии привело к ограничению производства, а из-за зимних штормов производство снизилось по всей стране, при этом запасы по-прежнему намного ниже среднестатистических показателей. Расширенный график техобслуживания в ближайшие месяцы также замедлит работу НПЗ.
Уолл-стрит считает, что новые меры позволят производителям топлива увеличить маржу. В результате под давлением могут по-прежнему оставаться такие компании, как Ace Trucking Services, чей парк состоит из примерно 200 полуприцепов, и которая только начинает восстанавливаться после резкого роста цен в прошлом году.
«Нам нанесен большой, очень большой удар», — заявил Харви Кейн, производственный директор фирмы из Шайенна, штат Вайоминг.
Перенаправление потоков
В преддверии очередных западных санкций ситуация развивалась иначе, чем перед вводом предыдущих ограничений. Перед ограничением цен на российскую нефть и введением Европейским союзом эмбарго на морской импорт в декабре континент закупал нефть в других странах, а трейдеры перенаправляли большую часть российских поставок в Индию, Китай и Турцию.
Перед введением в воскресенье ценового потолка и запрета ЕС на большинство российских нефтепродуктов европейские предприятия запаслись российским импортом. Рост запасов снижает перспективу немедленного шока предложения.
Аналитики ожидают, что ограничения на перевозки приведут к сокращению объемов производства в России, поскольку нефтеперерабатывающие заводы страны ищут новых клиентов в Латинской Америке и других странах. Для американских потребителей вопрос в том, что произойдет, когда иссякнут запасы в Европе.
По их словам, европейские компании, вероятно, будут платить премию в ближайшие месяцы, чтобы обеспечить поставки от удаленных производителей. Руководители Marathon Petroleum Corp. на прошлой неделе сообщили инвесторам о планах перенаправить часть поставок с побережья Мексиканского залива из Латинской Америки в северо-западную Европу.
«Мы считаем это позитивным моментом, особенно если сокращения и санкции будут действовать так, как рассчитывает большинство людей», — отметил Рик Хесслинг, старший вице-президент Global Feedstocks в ходе телеконференции, посвященной финансовой деятельности компании.
Ценовые скачки
По словам Ричарда Джосвика, руководителя отдела аналитики на глобальных нефтяных рынках в S&P Global Commodity Insights, изменение торговых маршрутов может непосредственно повлиять на Северо-восток США, зависящий от импорта. Взрыв на НПЗ в Филадельфии в 2019 году остановил большую часть мощностей региона по производству топлива, а рейсы танкеров из Техаса или Луизианы обходятся очень дорого из-за федеральных правил судоходства.
Компании по всему Восточному побережью сильно зависят от топлива, поставляемого по трубопроводу из Хьюстона, а также от иностранных поставок, доставляемых в Нью-Йоркскую бухту на огромных судах. Возможно, этим покупателям вскоре придется усилить конкуренцию с Европой за топливо, поставляемое с Ближнего Востока и из Индии.
«Вероятно, мы увидим, что оптовые цены на продукты в районе Нью-Йорка будут периодически сильно колебаться», — добавил Джосвик.
Подобный скачок произошел на Северо-Востоке прошлой осенью, когда рекордно низкие запасы топлива спровоцировали опасения, что борьба за поставки с Европой может привести к дефициту топлива зимой. Не по сезону теплая погода и низкие цены на нефть помогли потребителям дизельного топлива в США избежать худших сценариев, хотя цены остаются высокими.
По данным Управления энергетической информации, за неделю, закончившуюся 30 января, средняя цена дизельного топлива в США составила $4.62 за галлон, что на 78 центов больше, чем год назад. На Восточном побережье дизель стоил в среднем $4.84, что на 98 процентов больше.
Благодаря этому акции Marathon выросли на 85% с начала 2022 года, в то время как Valero Energy Corp. прибавила 75%, а Phillips 66 Co. — 36%. По данным FactSet, нефтеперерабатывающие компании отчитались о рекордной совокупной прибыли в 2022 году в размере $36.9 млрд.
Харви Кейн из Ace Trucking Services надеется, что цены на дизель продолжат снижаться, но они вряд ли опустятся ниже доконфликтного уровня. После увольнения в прошлом году примерно трети персонала, состоявшего из более чем 50 человек, компания снова начала нанимать диспетчеров и заполнять другие вакансии, по мере адаптации к более высоким ценам.
Это означает, что грузовые фуры будут перевозить пиво, воду и другие товары по разным маршрутам. Команда Кейна все чаще вместо Калифорнии направляет водителей из Техаса в рейсы на Средний Запад или Юго-Восток, где дизельное топливо стоит дешевле, и много грузов для обратных перевозок.
«Теперь, — сказал он, — нужно быть очень разборчивым при выборе товаров для перевозки».