Узбекнефтегаз в 2023 г. планирует увеличить добычу газа на 2%, но добыча нефти значительно сократится
Узбекнефтегаз в 2022 г. добыл 32,2 млрд м3 природного газа, 1,428 млн т газового конденсата и 100,2 тыс. т нефти. Об этом Узбекнефтегаз сообщил 20 февраля 2023 г.
Доля Узбекнефтегаза в добыче природного газа в Узбекистане составляет 63,0%, газового конденсата - 67,0%, нефти - 13,0%. В 2022 г. обеспечено увеличение добычи природного газа и жидкого углеводородного сырья, бесперебойная эксплуатация существующих скважин, открыты новые месторождения, модернизированы производственные мощности. При этом на эксплуатируемых компанией месторождениях природного газа наблюдается падение пластового давления в связи с их зрелостью. Для обеспечения стабильности добычи газа, а также максимального освоения запасов газа, ежегодно обеспечивается добыча путем строительства дополнительных компрессорных станций (КС). В настоящее время на предприятиях Узбекнефтегаза 96% добычи природного газа осуществляется через КС. Кроме того, в 2022 г. были выполнены буровые работы на 84 скважинах, капитальный ремонт на 711 скважинах и 27 технологических мероприятий.
В 2023 г. Узбекнефтегаз планирует добыть 32,8 млрд м3 природного газа, 1,31 млн т газового конденсата и 61,0 тыс. т нефти. Т.е. планируется рост добычи газа на 1,9% при снижении добычи газового конденсата на 8,3%, нефти - на 39,1%.
В ведении Узбекнефтегаза находится 118 месторождений, из них на 85 месторождениях добывается природный газ, а на остальных 33 месторождениях ведутся геологоразведочные работы. Запасы природного газа этих месторождений составляют 49% от общих запасов газа Узбекистана, т.е. около 1 трлн м3. Для добычи углеводородов используется всего 1450 скважин, и все они относятся к Узбекнефтегазу.
В 2022 г. компания увеличила запасы природного газа на 35,1 млрд м3, газового конденсата - на 1,206 млн т. Для этого за счет собственных средств компании проведены 3D-сейсмика на площади 1,84 тыс. км2, введено в бурение 14 новых площадок, выполнено 125,1 тыс. пог. м поисково-разведочных бурения, завершено строительство на 46 поисково-разведочных скважинах. Созданы цифровые геологические модели более 20 новых месторождений и перспективных участков, на которых ведутся геологоразведочные работы (ГРР). В последние годы масштабные ГРР Узбекнефтегаз ведет в Устюртском, Бухаро-Хивинском, Гиссарском и Ферганском регионах. Узбекнефтегаз совместно с узбекистанскими и зарубежными предприятиями, имеющими современное оборудование, проводит ряд мероприятий на больших глубинах Устюртского, Бухаро-Хивинского регионов. В 2022 г. Узбекнефтегаз открыл новые месторождения Янги Олот, Янги Тегирмон и Ниёз, в настоящее время основные ГРР направлены на группу месторождений Тегирмон и газоконденсатному месторождению Ниёз. На месторождениях Янги Олот и Ниёз находятся в бурении 2 новые скважины.
Узбекнефтегазом и Schlumberger разработана макроинвест-программа компании на 2023 г. Программа предусматривает бурение 111 скважин, из них 81 эксплуатационных скважин, 30 разведочных скважин, капремонт 56 скважин, выполнение строительных, модернизационных и реконструкционных работ на 25 технологических объектах. В результате проведения текущего ремонта и работ по интенсификации добычи на 552 скважинах будет предотвращено сокращение добычи базового природного газа на 990,7 млн м3. В целях обеспечения стабильности добычи природного газа планируется построить и запустить КС на месторождении Южный Тандырча, небольшие КС на месторождениях Шуртан, Гирсан, Чулкувар и Янгиказган. Планируется капремонт 35 газотурбинных двигателей на КС, строительство установок предварительной подготовки газа (УППГ) на месторождениях Шуртан, Тегирмон и Арслон, а также строительство 192 км газопроводов различных типов. В 2023 г. в рамках ГРР планируется пробурить дополнительно 50 скважин на новых площадях, а также провести 3D-сейсмику на площади 1,5 тыс. км2. Для этого представлены 25 новых площадок, подготовленные Министерством горнодобывающей промышленности и геологии, на них оформлены лицензии, ведется подготовка паспортов площадок для бурения новых скважин. Совместно с Schlumberger будут проведены работы по результатам изучения глубинного геологического строения болота Судочий, будут проанализированы геолого-геофизические данные, полученные при бурении скважин, проведен повторный атрибутный анализ данных 3D-сейсмики участков Устюртского региона с перспективой на глубинах 4000-6500 м в новых технологиях eXchroma, а также перспективность нефтегазоносности новых продуктивных пластов, выявленных на основе региональной модели территории и оценки ресурсов.
В производстве нефтепродуктов в Узбекистане доля Узбекнефтегаза составляет 72,0% по автомобильному бензину, 46,0% по дизельному топливу и 83,0% по авиакеросину. В 2022 г. переработано 1,7 млн т углеводородного сырья, произведено 999,8 тыс. т автобензина (из них за счет GTL-нафты - 24,6 тыс. т), 470,6 тыс. т дизельного топлива (из них дизельного топливо GTL - 139,5 тыс. т), 140,8 тыс. т авиакеросина (из них авиакеросина GTL - 13 тыс. т). Напомним, что Узбекнефтегаз в 2022 г. начал производство синтетического жидкого топлива (GTL, gas to liquid) на заводе Uzbekistan GTL в Гузарском районе Кашкадарьинской области. На газоперерабатывающих заводах путем переработки природного газа получено 236,5 тыс. т серы, произведено 127,4 тыс. т полиэтилена.
В 2022 г. Узбекнефтегаз произвел 697,8 тыс. т сжиженных углеводородных газов (СУГ). Потребителям было поставлено всего 683,2 тыс. т СУГ, из которых 615,2 тыс. т (на 26,1 тыс. т больше, чем в 2021 г.) было отгружено в Худудгазтаъминот (обеспечивает эксплуатацию газораспределительных сетей Узбекистана, а также снабжение потребителей страны природным газом и СУГ), для бытовых нужд населения и социальной сферы по льготной цене. В 2023 г. Узбекнефтегаз планирует произвести 672,1 тыс. т СУГ.
Сообщая о планах на 2023 г., Узбекнефтегаз отдельно подчеркнул, что Узбекистан не передавал российским компаниям все свои эксклюзивные права на газ и нефть сроком на 35 лет. Таким образом, Узбекистан продолжает реагировать на опубликованное 9 февраля 2023 г. радио Озодлик (узбекистанская служба Радио Свобода, в России внесенного в список СМИ-иноагентов) расследование под названием «Секретные соглашения: из-за кого узбеки остались без газа». В материале говорится, что в ходе визита президента Узбекистана Ш. Мизиева в Россию в 2017 г., российской стороне был передан полный и эксклюзивный контроль над всеми нефтяными и газовыми месторождениям страны на 35 лет. Отмечается, что подписанный тогда договор, якобы дал российским инвесторам эксклюзивное право реализовывать любые нефтяные и газовые проекты в Узбекистане, а также выполнять и управлять операциями с нефтью и газом на срок в 35 лет. Глава Минэнерго Узбекистана Ж. Мирзамахмудов и глава Узбекнефтегаза М. Абдуллаев 13 февраля 2023 г. провели встречу с представителями ведущих СМИ Узбекистана, блогерами и экспертами, чтобы разъяснить вопросы, связанные с сотрудничеством с Россией в газовой сфере. Ж. Мирзамахмудов тогда заявил, что информация о передаче Узбекистаном на 35 лет эксклюзивных прав на все месторождения нефти и газа компаниям, связанным с Россией, является ложной и неверно истолкованной.
Министр уточнил, что в контексте эксклюзивных прав на разработку месторождений в Узбекистане, переданных российским инвесторам в 2017 г., речь идет о единственном месторождении - 25 лет Независимости (Мустакилликнинг 25 йиллиги, М-25), расположенном в Байсунском районе Сурхандарьинской области. В рамках данного проекта инвесторам дается право разрабатывать и управлять месторождением в течение срока соглашения о разделе продукции (СРП). СРП, заключенное в апреле 2017 г, по инвестблоку Независимость Узбекистана предусматривает доразведку и разработку месторождения М-25 и строительство газоперерабатывающего комплекса в Сурхандарьинской области. Сторонами СРП являются с одной стороны - Республика Узбекистан, со второй стороны - консорциум инвесторов в составе Gas Project Development Central Asia AG (GDP, Швейцария), Altmax Holding Ltd (Кипр) и Узнефтегаздобыча (дочка Узбекнефтегаза). GPD является СП Газпрома и Газпромбанка, а Altmax Holding - структура бизнесмена А. Филатова. СРП по проекту М-25, действительно, заключено сроком на 35 лет, что обусловлено длительными ГРР и сложностью проекта.
Это не первая ситуация, когда в медиасфере Узбекистана нагнетается беспокойство вокруг сотрудничества с Россией по газовым вопросам. Предыдущая волна опасений начала раскручиваться в декабре 2022 г., после того, как президент Казахстана К.-Ж. Токаев после встречи с президентом РФ В. Путиным анонсировал сотрудничество России, Казахстана и Узбекистана, предусматривающее поставки российского газа в Узбекистан транзитом через Казахстан. В Узбекистане, где на тот момент уже начал ощущаться дефицит газа, который впоследствии усилился в период аномальных холодов, по соцсетям прошла волна сообщений о том, что проблемы с газом в Узбекистане создаются властями искусственно, чтобы склонить население к заключению союза с Казахстаном и Россией, а газотранспортная система (ГТС) Узбекистана в рамках союза может быть приватизирована, продана или перейдет во внешнее управление. Ж. Мирзамахмудов тогда пояснял, что дефицит газа в стране связан с ростом внутреннего потребления, что повышает потребность в энергоресурсах, а сотрудничать в энергетике Узбекистан будет исходя из национальных интересов, на основе коммерческих контрактов, а не путем передачи энергосетей, причем для коммерческого сотрудничества участия каком-то альянсе или союзе не требуется. Эти заявления Reuters трактовал как отказ Узбекистана от российского предложения о газовом союзе, однако по факту 3-стороннее сотрудничество по поставкам газа последовательно развивается.
В январе 2023 г. Минэнерго Узбекистана подписало дорожную карты по сотрудничестве в газовой отрасли с Газпромом, а в начале февраля состоялась 3-сторонняя российско-казахстанско-узбекистанская рабочая встреча по газу. По неофициальным данным, поставки российского газа в Узбекистан могут начаться уже 1 марта 2023 г. Однако тема российского участия в газовых проектах Узбекистана остается острой. Минэнерго Узбекистана при сообщениях о развитии сотрудничества с Россией и Казахстаном последовательно проговаривает, что право собственности и управления на существующую ГТС Узбекистана полностью сохраняется, ни о приватизации, ни об управлении ГТС в рамках сотрудничества с Россией речи не идет.