Российская нефтеперерабатывающая отрасль в условиях санкций рискует утратить баланс, так как не все компании имеют высокую долю выхода светлых нефтепродуктов. В текущих условиях правильно развивать глубокую переработку, чтобы сократить выход гудрона и мазута и производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, считает заведующий кафедрой технологии переработки нефти Российского государственного университета нефти и газа НИУ имени И. М. Губкина Владимир Капустин.
По его словам, у многих российских НПЗ "глубина переработки либо средняя, либо ниже средней".
"Риск заключается в том, что если мазут станет некуда девать, то перерабатывать нефть будет бессмысленно. А это уже скажется и на производстве светлых нефтепродуктов. Поэтому самое правильное сейчас - продолжать развивать глубокую переработку, чтобы сократить выход гудрона и мазута. Нужно модернизировать НПЗ с целью наращивания выпуска бензина, керосина и дизельного топлива", - отметил эксперт в авторской колонке, опубликованной аналитическим центром "ИнфоТЭК".
Капустин выделил три продукта, с реализацией которых в будущем могут возникнуть трудности. Первый из них - дизельное топливо, избыток которого, по данным эксперта, составляет 35 млн тонн в год, для внутреннего рынка нужно только 50% от производимых объемов, второй - мазут (избыток 30 млн тонн), третий - прямогонный бензин (6 млн тонн). Для решения проблемы с затовариванием нефтепродуктами нужно "перестраивать внутреннюю структуру потребления нефтепродуктов, стимулируя спрос в первую очередь на дизельное топливо, для этого можно, например, переводить на дизель морские и речные суда", считает эксперт.
"Кроме того, России необходимо строить новые НПЗ, чтобы перерабатывать большую часть нефти в стране и тем самым производить продукты с высокой добавленной стоимостью. Причем ставить заводы нужно возле морских портов, и это должны быть крупные предприятия мощностью под 60 млн тонн в год. Благодаря эффекту масштаба себестоимость продукции снизится, что повысит ее конкурентоспособность на мировом рынке", - отметил он.