Сергей Витяев, руководитель направления "Разведка и добыча в нефтегазовом комплексе" в компании Axenix Для импортозамещения необходимы матрица приоритезации систем, подлежащих импортозамещению, и дерево принятия решений о возможности замещения конкретного ИТ-продукта. Нефтегазовая отрасль традиционно относится к технологически зависимым и наукоемким отраслям. Для автоматизации сектора разведки и добычи (upstream) используется широкий спектр программного обеспечения. Сегодня наступил момент менять привычные глобальные инструменты на российские аналоги. Цифровая основа нефтегаза Высокий уровень цифровизации в добыче связан с самой природой отрасли. Процессы поиска и разведки месторождений углеводородного сырья, а также их разработка и эксплуатация существенно отличаются друг от друга и требуют разных специализированных программных решений. Для изучения пласта используются дистанционные методы – сейсморазведка, геофизические и гидродинамические исследования скважин. Все они генерируют большой объем данных, требующих интерпретации, необходимости анализа свойств как вмещающих пород, так и флюида. Как и в других областях экономики, от нефтяников требуется обеспечить переход на импортонезависимые программные решения ввиду стратегической роли отрасли в структуре национальной экономики. Например, одним из важнейших вопросов в современной добыче является учет физических свойств сырья не только в статике, но и в динамике. По мере процесса разработки месторождения происходит изменение давления, за счет чего нарушается первичное состояние залежи – выделение растворенного газа, выпадение конденсата, изменение напряжённостей породы: все это влияет на процесс разработки.И что еще важнее, может повлиять на конечный объем извлекаемых запасов за счет увеличения обводненности продукции и снижения дебита добывающих скважин. Последние десятилетия в разработку вводятся месторождения со значительно усложненной структурой запасов. Также повышаются требования к рентабельности их извлечения, требуется обеспечить и снижение рисков при разработке, в том числе с учетом неопределенности.
Растет количество задач, решение которых требует проведения сложных расчетов по всей производственной цепочке – от пласта до переработки и реализации. Выполнить их с нужной точностью и скоростью без применения специализированного программного обеспечения, которое позволяет оценить множество вариантов разработки и выбрать оптимальный, невозможно. Одним из ключевых факторов развития рынка программного обеспечения для сектора добычи является растущий спрос на нефть и газ, который побуждает компании исследовать и разрабатывать новые месторождения. В результате компании ищут программные решения, которые помогут им более эффективно управлять этими сложными и дорогостоящими проектами. Традиционно рынок программного обеспечения для нефтегазового сектора разведки и добычи является высококонкурентным, на нем доминируют несколько известных игроков, таких как Schlumberger, Halliburton и AspenTech. Эти компании предоставляют полный спектр программных решений для разведки, бурения, добычи и управления пластами, включая передовую аналитику и возможности искусственного интеллекта. Вызовы импортозамещения В России сегодня возникает ряд затруднений, ограничивающих реализацию проектов по импортозамещению в этом секторе. Прежде всего, совершенно неочевидно, с чего именно следует начинать подобный проект, какие этапы и в какой последовательности должны включаться в его состав. Не существует конкретных разъяснений и перечня шагов по переходу на российские программные решения.
В условиях, когда около 90% программных инструментов для задач блока разведки и добычи являются импортными, их единовременное замещение является практически нереализуемой задачей. На это влияет высокая стоимость замещения самих продуктов, высокие трудозатраты по миграции данных и перестроению сложных элементов (3D-моделей), также не ясна реальная зрелость аналогов из пула отечественного отраслевого ПО. Самое главное препятствие – процессы в upstream очень плотно взаимосвязаны. Если детально не продумать переход на новое ПО и вырвать определенную составляющую программного стека из общего контекста, цепочка бизнес-процессов нарушится и работа предприятияможет оказаться под угрозой. Драйверы импортозамещения Уровень развития технологий в западных странах позволял зарубежным вендорам предлагать уже готовые, опробованные на практике решения для нефтегазовой отрасли. Применяя их для решения главных вызовов по принципу "здесь и сейчас", компании освобождали себя от необходимости тратить время и средства на собственные разработки. При переходе на новую экономическую модель в 90-е годы российские научно-исследовательские институты, которые могли стать драйвером развития собственного программного обеспечения, практически лишились финансирования и не могли составить конкуренцию западным решениям. За счет массового использования решений зарубежные вендоры собирали большие объемы обратной связи от пользователей, трансформируя запросы к службам технической поддержки в расширение функциональности своих продуктов под любые, в том числе специфические и узконаправленные задачи.
Драйвером изменения подходов к адаптации ИТ-решений в российской отрасли выступили высокие цены на нефть, установившиеся после 2009 года. Они сделали нефтегазовое направление перспективным для развития собственных ИТ-решений. Осознание зависимости от зарубежных технологий, наступившее в результате санкций 2014 года, только подчеркнуло необходимость импортозамещения. Еще одним фактором развития собственных продуктов стало то, что приоритет по доработке программного обеспечения отдавался заявкам западных компаний, в том числе и из-за специфики запросов от российских нефтяников и часть задач решалась своими силами. Российский вклад В настоящее время российские аналоги ПО существуют для множества направлений внутри Upstream, но не всегда их функционал полностью отвечает запросам пользователей. В первую очередь, это связано с непродолжительным временем их присутствия на рынке и небольшим количеством пользователей вследствие причин, рассмотренных выше.Необходимость дополнительных инвестиций для перехода на российские продукты в ряде случаев, обладающих более низкой зрелостью, также ограничивают их распространение. В качестве положительных примеров можно привести решения, которые составляют достойную конкуренцию ведущим глобальным решениям и, по отзывам ряда пользователей, иногда даже превосходят импортные аналоги. • tNavigator компании Рок Флоу Динамикс, которое успешно замещает функционал в области гидродинамического моделирования решений Eclipse компании Schlumberger. • Симулятор гидроразрыва пласта РН-ГРИД, разработанный ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" как внутренний сервис, а в дальнейшем успешно коммерциализированный и применятся более чем в 50 компаниях. • В области геологического сопровождения бурения высокой функциональной и цифровой зрелостью обладают сразу два продукта: Geosteering office ("Геонавигация") и StarSteer (ROGI)– инструменты геонавигации по горизонтальным скважинам в режиме реального времени. Важно отметить, что указанные программные продукты используются не только в России, но и представлены на международном уровне. Перспективы и матрица приоритетов На наш взгляд, в среднесрочной перспективе замещение большей части специализированного импортного программного обеспечения — решаемая задача. Наиболее сложной задачей будет являться интеграция программных комплексов различных производителей. Для успешной реализации программы импортозамещения специализированного ПО в нефтегазовой отрасли необходимо учитывать одну важную особенность. При переходе на новое решение потребуется не только перенос всех данных, скорее всего с изменением их структуры, но и проведение их повторной интерпретации, возможно и в меньшем объеме, чем первичная.
Высокие трудозатраты неизбежны при повторном создании и адаптация моделей, особенно интегрированных. Одним из факторов, стимулирующим переход на российское решение станет возможность поддержки существующих форматов данных. Кроме этого, акселератором развития российских решений могут стать отраслевые центры компетенций, в которых компании будут делиться опытом, определять наиболее перспективные направления развития и проблемные области. Например, независимым ИТ-компаниям сложно найти геологические и промысловые данные, чтобы проверить гипотезы и подготовить программный продукт, который можно предоставить для тестирования добывающим или нефтесервисным компаниям. В рамках таких сообществ можно готовить обезличенные наборы данных, что повысит качество разработки программных решений. Для эффективной реализации программы импортозамещения необходимы инструменты: матрица приоритезации систем, подлежащих импортозамещению в зависимости от бизнес-рисков, и дерево принятия решений по возможности замещения того или иного ИТ-продукта. Важно отметить, что при оценке сценариев импортозамещения мы не рассматриваем как допустимый вариант обход западных санкций через параллельный импорт или полулегальное получение лицензионных ключей на "сером" рынке. Помимо негативных факторов, связанных с затратами, процесс импортозамещения может стать толчком для обновления нефтегазовыми компаниями своего ИТ-окружения. Ситуацию можно использовать как прекрасную возможность для отказа от исторических информационных систем, которые хоть и справляются со своими задачами, но ограничивают развитие новой цифровой функциональности на предприятии.