Новый, 11-й пакет санкций раскрылся в деталях. Выглядит все очень сурово, но это только на первый взгляд. Исключения, которыми изобилует документ, все расставляют на свои места. Российскую нефть запретим, но оставим такую же из Казахстана Как уже писал "НиК", ЕС запретил поставки газа по северной ветке нефтепровода "Дружба". Это серьезная заявка на преодоление зависимости от российской нефти, но только на первый взгляд. Оказывается, перекрывать нефтепровод и прекращать транзит никто не собирается. Российская нефть по нему уже никуда не идет. Просто теперь Брюссель официально запрещает покупать только российскую нефть. Зато по данной трубе в ЕС может идти нефть Казахстана. Она по своим техническим параметрам абсолютно идентична российской. Отличаются только документы, оформляющие транзит и куплю-продажу. Несложно понять, как будет работать новый санкционный запрет на поставки российского сырья в ЕС, если учесть, что Казахстану не всегда хватает нефти для экспорта, а также то, что российские и казахские компании могут свободно обмениваться нефтяными объемами. Япония без price cap В этой ситуации закономерным выглядит и продление исключения для Японии из price cap для нефти с Сахалина до марта 2024 года, а также ослабление экспортных запретов в отношении России для обеспечения технического обслуживания нефтепровода. Своим можно продолжать получать нефть по сложившейся схеме. КНР, Узбекистан, ОАЭ, Сирия и Армения без европейских товаров? Введены новые экспортные ограничения против ряда юридических лиц из КНР, Узбекистана, ОАЭ, Сирии и Армении за поддержку ОПК и промышленности России — звучит грозно, но непонятно, как это будет работать. Создать новые юрлица не является проблемой.
При этом серьезно портить отношения с Китаем и странами Ближнего Востока вряд ли кто-то захочет, как, собственно, и обижать европейский бизнес. Наибольший интерес представляет запрет доступа в порты ЕС судов, осуществляющих перевалку с борта на борт российской нефти, продаваемой с нарушением price cap. Во-первых, он говорит о том, что власти ЕС хорошо осведомлены о таких перевалках, которые, по всей вероятности, носят массовый характер. А, во-вторых, о том, что для европейских судовых компаний — это очень выгодный бизнес, который решили полностью закрыть. Возможно ли такое? 11-й пакет санкций — это юридическое оформление сложившихся отношений Кирилл Родионов, независимый эксперт: "Перевалка „с борта на борт" в территориальных водах европейских стран (в первую очередь, Испании и Греции) играла небольшую роль в структуре российского экспорта нефти. Например, в мае 2023 г. объем перевалки в территориальных водах Греции составил 73 тыс. баррелей в сутки (б/с), тогда как общий российский экспорт нефти составил 3,87 млн б/с; 90% российского морского экспорта осуществлялось в Азию, включая Турцию — в эту долю входит перевалка вне европейских стран. Санкции в отношении северной ветки нефтепровода „Дружба" были предсказуемы — слишком много запретов было принято за прошедшие десять пакетов санкций и слишком мало осталось того, что еще не попало под ограничения.
Открытых данных по поставкам по северной ветке трубопровода „Дружба" нет. Однако, как говорят источники в отрасли, эти поставки в последние месяцы находились на многолетних минимумах. Что касается параллельного импорта, то он играл важную роль для поставок товаров легкой промышленности и не касался энергетического сектора. В целом, новый пакет санкций — это либо юридическое закрепление уже сложившегося порядка вещей (как в случае северной нитки „Дружбы), либо неприятное, но не катастрофическое воздействие на российскую нефтяную отрасль (как в случае перевалки „с борта на борт"). Предыдущие пакеты санкций, которые включали эмбарго на морской импорт нефти и запрет на поставки в РФ оборудования для нефтепереработки, играли более значимую роль. Самое главное: нынешнюю санкционную модель ЕС не стоит воспринимать как-то, что сохранится на десятилетия. Россия во второй половине 2020-х вернется на европейский энергетический рынок, но для этого придется предпринимать дополнительные усилия". Все будет зависеть от соблюдения антироссийских санкций Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета: "Вопрос в том, испугаются ли европейские судовладельцы нового запрета. Скорее всего, очередные ограничения приведут к продолжению снижения процента российской нефти, которая возится западными судовладельцами. Перевозки активнее начнут осуществляться российскими компаниями.
При этом греки и мальтийцы могут продолжать рисковать и возить российскую нефть. Неизвестно, насколько жестко ЕС готов отслеживать и пресекать этот процесс. Если все досконально соблюдать, можно сделать так, что часть российской нефти не дойдет до адресатов. Цены повысятся. Поэтому Европа сама зажата между желанием посильнее ударить по РФ и страхом перед тем, что большие объемы российской нефти могут пропасть с рынка, а это приведет дефициту нефти и нефтепродуктов в ЕС. Что касается санкций против юридических лиц КНР, Узбекистана, ОАЭ, Сирии и Армении, то список санкционных товаров огромный, поэтому теоретически какое-нибудь нефтегазовое оборудование может идти через фирмы этих стран. Но тут вопрос в том, до какой степени ЕС готова давить на Ташкент, Анкару, Абу-Даби и т. д., нельзя же всем объявлять экономическую войну. Что Европа может дать взамен этим странам, лишив их возможности осуществлять выгодные сделки с Россией? Я не думаю, что у Евросоюза есть желание реально всех „передавить", мы не живем в эпоху Британской империи. К тому же среднеазиатским странам в настоящий момент может быть интереснее мнение Турции, чем Евросоюза".