Грузооборот по СМП в 2024 г. может составить около 36 млн т, что сопоставимо с результатом 2023 г.
Росатом допустил отклонение объема грузопотока по Северному морскому пути (СМП) по сравнению с утвержденным правительством РФ в 2022 г. планом развития СМП.
Об этом 17 сентября 2024 г. сообщил РБК со ссылкой на материалы Росатома, представленные на закрытом заседании Совета участников судоходства по СМП в сентябре 2024 г.
Ниже плана
На заседании Росатом представил 2 сценария развития СМП до 2040 г.:
- базовый (негативный) сценарий предусматривает, что в 2031 г. по СМП будет перевезено 117 млн т, в 2035 г. - 150 млн т грузов,
- перспективный (позитивный) сценарий предполагает перевозку 150 млн т в 2031 г., в 2035 г. - 192 млн т.
Оба предполагают меньший грузопоток по сравнению с утвержденным правительством в 2022 г. планом развития СМП.
Согласно этому плану, транспортировка по СМП в 2031 г. должна была составлять 224,96 млн т, из которых:
- 100 млн т должна была дать перевозка нефти с проекта Роснефти Восток Ойл,
- 21 млн т - транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) с проекта НОВАТЭКа Арктик-СПГ-1, 21,4 млн т - Арктик СПГ-2, 19,5 млн т - Ямал СПГ,
- 12 млн т - экспорт угля с Сырадасайского месторождения на п-ве Таймыр,
- 39,89 млн т - прочие грузы (северный завоз, грузы обеспечения, транзит).
В новых сценариях Росатома разбивка грузопотока по грузам и проектам не представлена.
Это ожидаемо, поскольку часть проектов сдвинулись вправо (Восток Ойл, Арктик СПГ-2, Сырадасай), часть - пока остается в подвешенном состоянии (Арктик СПГ-1).
По итогам 2024 г. объем перевезенных по СМП грузов также отклонится от заявленных ранее величин.
В ряде стратегических документов правительства РФ, в т.ч. в федеральном проекте развития СМП, а также в майском указе президента РФ В. Путина от 2019 г. зафиксирован целевой показатель в 80 млн т грузооборота по СМП в 2024 г.
Однако уже в 2022 г. стало понятно, что достигнут он не будет, хотя до сих пор периодически озвучиваются близкие к этому показателю цифры.
Более реальный показатель в марте 2024 г. привел вице-премьер РФ А. Новак, сообщивший, что показатель по итогам 2024 г. достигнет 40 млн т.
Росатом в своем перспективном плане указывает грузооборот по СМП в 2024 г. в объеме около 36 млн т, что сопоставимо с результатом 2023 г., когда по СМП было перевезено рекордные 36,254 млн т.
По данным консультационной компании Гекон, по итогам 8 месяцев 2024 г. грузопоток по СМП составил 23,6 млн т, что на 0,6 млн т (на 2,6%) больше, чем за аналогичный период 2023 г.
Основной прирост обеспечен экспортными поставками СПГ, которые превысили прошлогодние показатели на 1,3 млн т.
При этом в январе-августе 2024 г. просели перевозки навалочных грузов и нефти.
Ждем круглогодичную навигацию
Рост грузооборота по СМП связано с обеспечением круглогодичной навигации в западном и восточном направлениях.
В настоящее время круглогодичная навигация возможна только в западной части СМП, тогда как в восточной части маршрута (к востоку от Обской губы) более сложная ледовая обстановка, для преодоления льдов грузовым судам почти полгода требуется сопровождение ледоколов и использования судов высокого ледового класса.
В 2024 г. рейсы в восточной части СМП начались с июня, когда на восток с Ямал СПГ пошли танкеры-газовозы ледового класса Arc7, а также нефтеналивной танкер Штурман Овцын того же класса с терминала Ворота Арктики.
Суда более низкого ледового класса или без ледового класса проходили в восточной части СМП лишь эпизодически.
В 2024 г. должна была запуститься круглогодичная навигация по СМП, но этого так и не случилось.
Ее запуск будет невозможен без судов ледового класса Arc7 с улучшенной ледопроходимостью.
Действующие танкеры-газовозы проекта Ямал СПГ ходят на восток только в расширенную летне-осеннюю навигацию в июне-январе, а работать в восточном секторе СМП круглогодично должны были суда проекта Арктик СПГ-2, но их поставка сейчас задерживается из-за западных санкций.
Также нет информации о ходе строительства нефтеналивных танкеров для проекта Восток Ойл и балкеров для Сырадасайского месторождения.
На фрахтовом рынке суда класса Arc7 отсутствуют, а строительство на российских верфях или в дружественных странах затруднено.