Пост-релиз конференции «Топливные присадки 2017». Организатор – CREON Energy в составе Группы CREON
Присадки давно уже стали неотъемлемой частью рынка моторных топлив, подчиняясь в своем развитии его требованиям и тенденциям. Однако прогресс не стоит на месте: как железный конь пришел на смену крестьянской лошадке, так и газовые автомобили и электрокары готовы потеснить ДВС. Насколько радужным в этой связи выглядит далекое будущее топливных присадок?
Шестая международная конференция «Топливные присадки 2017», организованная CREON Energy, состоялась в Москве 5 сентября. Партнером мероприятия выступила компания «Одуванчик», стратегическим партнером – агентство «Коммуникации». Конференция прошла при поддержке CREON Capital и «Российского Газового Общества», генеральным информационным спонсором стал журнал «Нефть России».
«Настал тот переломный момент, когда рынок топливных компонентов больше не может развиваться только по одному пути, - говорит генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. – Сегмент октаноповышающих присадок – прежде всего, МТБЭ и ТАМЭ – долгое время был локомотивом отрасли, но сейчас начал хромать, если не сказать хуже. Модернизация НПЗ идет, и рано или поздно она закончится – а значит, этих присадок будет требоваться все меньше. Специальные же присадки хоть и нужны рынку в малых объемах, зато спрос на них стабилен. Как в этой связи будет развиваться отрасль, можно ли переломить эту тенденцию, и к чему готовиться производителям и потребителям – предлагаю обсудить».
Обзорный доклад по российскому рынку топливных присадок представил заместитель директора по маркетингу компании «Импэкснефтехим» Леонид Кручинин. По мнению эксперта, на результаты работы нефтеперерабатывающего комплекса за первое полугодие 2017 г. существенное влияние оказал длительный ремонт Московского НПЗ, поэтому итоги непоказательны и во многом определяются именно этим событием. По официальным данным, производство автомобильных бензинов в России за первое полугодие 2017 г. сократилось на 840 тыс. т, и это связано прежде всего именно с ремонтом МНПЗ. Соответственно, часть экспортных объемов (622 тыс. т) была перенаправлена на нужды внутреннего рынка. Локальное потребление, согласно статистике, тоже снизилось, но это может означать лишь расход накопленных остатков. «По этой причине оценивать реальное изменение спроса имеет смысл только по итогам года», - говорит эксперт.
Объем «избыточного октана» в различных товарных формах в 2016 г. увеличился вдвое по сравнению с 2015 г. По итогам первого полугодия дальнейшего роста нет, но это следствие ремонта МНПЗ. Однако экспорт МТБЭ в сравнении с первым полугодием прошлого года все равно увеличился, и это объясняется новой моделью рынка ВОД, учитывающей перетоки избыточного октана между ВИНКами. «Получается, нужно ждать итогов 2018 г., чтобы понять потолок прироста избыточного октана, тем более что к этому времени в основном закончится большинство реконструкций и ввод новых установок бензинового пула». После завершения активного роста на этом рынке наступит относительно стабильная фаза, которая будет нарушаться исключительно крупными ремонтами или иными форс-мажорами, и пример этого года весьма показателен для оценки масштабов такого влияния. Таким образом, фактор спота, по мнению эксперта, будет оказывать большое воздействие на рынок ВОД.
По-прежнему актуальна для рынка и тема компаундированного (назовем его так мягко) бензина. Анализ видимой части реализации различного рода октаноповышающих добавок на внутреннем рынке показывает значительный рост их потребления вне пределов крупных НПЗ по итогам 2016 г., что косвенно свидетельствует о росте объемов производства компаундированного бензина в РФ. По мнению эксперта, есть три основные причины такого роста: увеличение акциза на бензин (экономить на его уплате становится привлекательнее); снижение уровня доходов населения и мелкого бизнеса (опять же хочется экономить) и снижение маржи розничного сегмента (стимулирует мелкие частные сети выстраивать цепочку «от скважины до прилавка»).
Продолжение во вложении.