Пост-релиз конференции «ТрИЗ 2017». Организатор – CREON Energy в составе группы CREON
В российской нефтедобывающей отрасли уже давно говорят о необходимости разработки трудноизвлекаемых запасов: мол, ресурсы «легкой» нефти не безграничны, а ТрИЗ – настоящий Клондайк, и пора начинать его осваивать. Между тем эксперты до сих пор не пришли к единому мнению, что же понимать под термином «ТрИЗ». А если нет ясности с теорией, то как перейти к практике?
Международная конференция «ТрИЗ 2017», впервые организованная компанией CREON Energy, состоялась в Москве 27 ноября. Стратегическим партнером выступило агентство «Коммуникации».
«Уже даже самые недоверчивые поняли: за «тяжелой» нефтью – будущее нашей нефтедобывающей отрасли, - отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. – Однако действующее налоговое законодательство серьезно ограничивает освоение ТрИЗ, делая его нерентабельным. И понятно, что без помощи государства эту проблему не решить. Много вопросов и по технологиям добычи: почему так мало отечественных, а к имеющимся трудно получить доступ? Когда появятся новые российские разработки? Чем – в условиях сохранения санкций – могут помочь иностранные партнеры?»
Трудноизвлекаемые запасы (ТрИЗ) – запасы залежей (месторождений, объектов разработки) или частей залежи, разработка которых существующими технологиями в условиях действующей налоговой системы экономически неэффективна. Такое определение ТрИЗ дала Вера Браткова, начальник управления мониторинга, анализа и методологии Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых.
На начало ноября 2017 г. накопленная добыча на разрабатываемых месторождениях оценивалась в 4.41 млрд т, из них на ТрИЗ пришлось 235 млн т (с учетом льгот). Анализ проведен по 464 разрабатываемым месторождениям, прошедшим государственную экспертизу запасов в 2016 г. (22% от всех запасов нефти в России).
По категориям запасов А+В1 количество рентабельных запасов составило 80% (как и для ТрИЗ), по запасам категории В2 - 58% (для ТрИЗ - 51%).
По словам Веры Братковой, из 464 рассмотренных месторождений по 147 месторождениям предоставляются льготы на НДПИ (это 23% всех рассмотренных запасов). При существующей системе налогообложения 76% льготируемых объектов - рентабельны, низкая доля рентабельных запасов отмечается только по объектам тюменской свиты (39%).
На сегодняшний день из 1164 залежей тюменской свиты разрабатывается 370 (32%) на 96 месторождениях. Запасы нефти разрабатываемых залежей - 1.4 млрд т, при этом степень выработанности составляет всего 7%.
Эксперт рассказала, что к 2021 г. должен быть обновлен баланс запасов, в него войдут не только технологические, но и рентабельные.
«Не думаю, что в ближайшие годы государство будет стимулировать разработку этих запасов, - считает г-жа Браткова. - Это потребует достаточных усилий при очевидно низкой отдаче».
«Одним из условий развития технологий добычи ТрИЗ в России является создание технологических полигонов, - говорит директор по развитию бизнеса VYGON Consulting Антон Рубцов. - Россия существенно отстает от США по темпам роста добычи нефти плотных пород, и одна из причин этого - почти полное отсутствие целевых НИОКР и ОПИ. В мире существуют специализированные государственные и частные центры отработки нефтегазовых технологий на этапах исследований и испытаний. В нашей же стране созданию технологий препятствует низкий уровень развития институциональной среды». По сути весь этап ОПИ сейчас – это несколько компаний, работающих над схожими технологиями и мало взаимодействующих друг с другом. Опыта создания технологий нет, площадок для их отработки – тоже.
Поэтому одним из способов развить этап ОПИ докладчик назвал создание технологических полигонов, которые позволят решить комплекс задач в интересах ВИНК, государства, сервисных компаний и инвесторов. Ожидается, что выгоду получат все стороны. При этом формат полигона позволит объединить усилия разных нефтяных компаний и добиться синергии в освоении ТрИЗ.
Инициатором создания полигонов, несомненно, должно стать государство, причем действовать сразу в двух направлениях: предложить особые условия в сфере недропользования и стимулировать компании экономически. Кроме того, говорит Антон Рубцов, понятие «технологический полигон» необходимо прописать законодательно.
Про особенности налогообложения проектов по разработке трудноизвлекаемых запасов углеводородов рассказал Дмитрий Дзюба, заместитель директора Московского нефтегазового центра Ernst&Young. Освоение ТрИЗ, как правило, требует сложных технологий, и характеризуется более высокими издержками. Многие страны принимают меры по адаптации своих налоговых режимов и созданию стимулов для инвестиций в такие проекты. Способы стимулирования в целом направлены на дифференцирование налогов. Одним из вариантов является снижение ставки роялти на 40-50% для «нетрадиционных» запасов нефти и газа, также практикуются специальные вычеты для сверхвязкой нефти и возобновление работы механизма предоставления налогового кредита по проектам МУН.
Продолжение во вложении.